Яков Гуревич: Трамвай – всему голова

Фото Яков Гуревич: Трамвай – всему голова

В понедельник, 14 ноября, на аппаратном совещании в мэрии глава города Евгений Тефтелев сделал заявление, которое довольно неожиданно вызвало большой резонанс в мегаполисе. Градоначальник объявил, что приоритетом в развитии транспортной инфраструктуры муниципального транспорта в ближайшее время станет трамвай.

За последние три-четыре года это не первая «программная» декларация городских чиновников, однако транспортная проблема в Челябинске продолжает оставаться крайне острой. В чем суть всех бед общественного транспорта в столице Южного Урала и можно ли в принципе эффективно решить вопрос пассажироперевозок мы попросили объяснить эксперта в области транспорта и инфраструктуры, генерального директора ООО «КЭМП» Якова Гуревича.

– Яков Ефимович, по степени загруженности городских магистралей Челябинск, наверное, можно сравнить с крупнейшими мегаполисами мира. В часы пик на дорогах выстраиваются километровые пробки. Некоторые аналитики полагают, что именно общественный транспорт – одна из главных причин такого положения дел: троллейбусы и автобусы занимают на дороге слишком много места, а трамваи и вовсе блокируют движение. И вдруг такое заявление властей…

– Заблуждения всегда строятся на незнании истины. Поэтому заявление главы города и вызвало такую неоднозначную реакцию. И хотя в декларации Тефтелева есть явные просчеты, в целом его позиция правильна и обоснована: именно трамвай может и должен стать основой общественного транспорта. У нас загруженность в разы меньше. Все дело в неспособности управлять транспортом и транспортными потоками и свершившейся «дорожной» революцией, одной из целей которой было уничтожение общественного транспорта.

– Неужели реально воплотить в жизнь концепцию «50 на 50», о которой говорит Тефтелев?

– Лично я считаю, что это, конечно, утопия. Не более чем красивый лозунг. Каждый крупный город имеет свою специфику развития транспортной инфраструктуры, свои особенности. Практика говорит о том, что есть города, где доля муниципального транспорта составляет все 100 процентов, а есть те, где он начисто отсутствует. Поэтому высказанная Тефтелевым идея носит некий популистский оттенок – на фоне возможного саммита стран БРИКС и ШОС в Челябинске в 2020 году. Но для реального воплощения нужно понимать корни проблемы. Что значит «50 на 50»? Откуда взялись эти цифры?

– Глава города объясняет это тенденцией увеличения доли муниципального транспорта в последние годы.

– Я не знаю, откуда взялись эти 30 процентов, прозвучавшие в заявлении. На самом деле сегодня доля общественного транспорта в Челябинске составляет всего 20 процентов, причем за прошлый год она уменьшилась на два процента, но никак не увеличилась. Так что о половине не может быть и речи. Вот давайте с вами посчитаем. Сегодня пассажирские перевозки в городе составляют 400 миллионов человек в год. Из них 100 миллионов приходится на муниципальный транспорт. Поэтому, чтобы добиться заявленной пропорции «50 на 50», необходимо как минимум удвоить долю муниципального транспорта. Самые скромные расчеты говорят о том, что для этого потребуется не менее 10 миллиардов рублей. Таких денег ни в бюджете области, ни тем более в бюджете города, конечно, нет. Поэтому мы и говорим лишь о фантазиях. При этом речь не идет о форме собственности. Пусть это будет не только муниципальный, но и частный транспорт, главное – большой вместимости. Но нужна четкая концепция, «правила игры», которой на сегодняшний день нет.

[title]

– Но ведь вы сами сказали, что заявление главы города в целом верное…

– И повторю это. Самым позитивным моментом я считаю осознание властями самой проблемы. Ответственные люди вникли в суть вопроса. Начинают точно расставлять приоритеты. Именно поэтому акцент делается на развитии муниципального транспорта вообще и трамвая в частности. Недавно назначенный на должность начальника управления транспорта города Болотов еще в бытность заместителем главы Златоуста столкнулся с похожей ситуацией в своем городе, «копнул» эту проблему, разобрался в причинах. У него есть понимание вопроса, которое он сумел донести до мэра Челябинска. И это на данном этапе самое важное.

– Но почему именно трамваи? Ведь, в отличие от автобуса или даже троллейбуса, этот вид транспорта считается самым громоздким – объехать даже самый мелкий затор он не в состоянии. Приведу пример. В прошлую пятницу, например, из-за мелкой аварии на трамвайных путях на пересечении проспекта Победы и улицы Чайковского надолго остановилось все движение вагонов от теплотехнического института до Чичерина. Скопилось не менее пятидесяти трамваев, люди опоздали на работу, по важным делам. Тем более что, кроме трамваев, на этом участке города другого общественного транспорта нет. Автобус, а тем более маршрутка, этой аварии бы не заметили.

– Возможно, я удивлю вас, если скажу, что по провозной способности первое место занимает именно трамвай!

– ???

– Именно так! Во-первых, он самый вместительный – до 160 пассажиров против 120 у троллейбуса. Во-вторых, самый скоростной, поскольку у него имеется выделенная линия движения, которой нет у других видов транспорта. Отсюда третье преимущество – безопасность. Добавьте к этому экологичность и лучшую себестоимость – перевозка одного пассажира обходится всего в три рубля. К тому же это самый тихий вид транспорта…

– Тихий? Думаю, с этим поспорю не только я.

– Да, самый тихий. Более того, только трамвай – это транспорт пешеходных зон. Вот отчего трамвай гремит? В первую очередь, из-за того, что при укладке рельсов не соблюдаются элементарные нормы: между рельсами остается зазор, далеко не всегда их укладывают на одном уровне. Вот и представьте: 20-тонная металлическая махина на скорости прыгает на каждом стыке с 4-8-сантиметровой высоты! Но если все сделать точно по технологии, трамвай будет двигаться почти бесшумно. В той же Москве давно это осознали.

– А что мешает Челябинску?

– Это вопрос только политической воли. Если захотеть и поставить перед собой такую задачу – проблему можно решить. Даже с пробками. Если наряд ДПС будет приезжать на место аварии, особенно если это транспортный узел, через десять минут, как в Москве, а не через час, как у нас, то и пробок, подобно той, о которой вы упомянули, тоже не будет.

– Какую-то идеальную картинку вы нарисовали. Боюсь, нам до этого ой как далеко…

– Не идеальную – нормальную. Опять же, дело – только в политической воле. А у нас последние 20 лет общественный транспорт, особенно трамваи, планомерно уничтожали. И началось, по крайней мере, в 1996 году, когда бывший начальник городского управления транспорта Гранин решил пересадить горожан на личный автотранспорт, уничтожив общественный, в первую очередь трамвай. И даже собирался воплотить свою идею, начав почему-то со Свердловского проспекта.

– Яков Ефимович, но ведь город действительно развивается, появляются новые микрорайоны, до которых надо добираться. Даже маршрутные такси доезжают не всюду. А уж трамвайная сеть и вовсе не менялась десятилетиями…

– Удивлю вас еще раз. В советское время в Челябинске топология трамвайной сети была лучшей в мире. В мире! То есть трамвайные маршруты полностью покрывали весь город. Но был и план развития города. А что мы имеем сегодня? Наскоро строятся новые микрорайоны, единственное преимущество которых – дешевое жилье. Но ни в Чурилово, ни в Парковом, ни в Вишневом, ни в любом другом нет никакой инфраструктуры. Отсутствуют не только школы, детские сады, магазины, аптеки, но даже дороги и тротуары. Там реально жить нельзя. Из-за этого людям приходится ездить на работу и в социальные учреждения, возить детей и т.п. И это требует бессмысленных огромных бюджетных затрат на дорожную инфраструктуру и транспорт. Но генерального плана развития города в Челябинске нет. Отсюда и все проблемы. В любом цивилизованном миллионнике в ХХI веке частный транспорт не является приоритетом, для него вводятся самые разные ограничения. Приоритет отдается пешеходам и общественному транспорту, в том числе такси. Это гораздо эффективнее и дешевле.

[title]

– Во как! А как же добираться на работу, в больницы, к друзьям?

– На общественном транспорте. Не будет засилья частного транспорта – не будет пробок. Увеличится парк муниципальных трамваев, троллейбусов, автобусов – сократятся интервалы движения, увеличится скорость. У нас сейчас скорость автомобилей меньше, чем у трамваев 40 лет назад. Мне тут на глаза попалась фотография площади Революции примерно 40-летней давности. Едут восемь троллейбусов в разные стороны. Никаких эксцессов. Сегодня, чтобы заменить эти восемь троллейбусов, потребуется 50 маршруток. Происходит то, что мы сейчас видим: маршрутки идут в два ряда, а на остановках и около остановок – в четыре. Это значит, – пробки, риск аварий и травм. Нетрудно понять (а мировой и челябинский опыт это подтверждают), что мелкий транспорт проблему перевозок решить не может – только большой вместимости.

– Вот вы сказали «парк муниципального транспорта». А чем на самом деле сегодня обладает город?

– Скажу на примере тех же трамваев. За последние 20 лет, с момента «реформы Гранина», Челябинск купил не более 20 новых вагонов. А срок службы каждого трамвая – 16 лет. Сегодня износ трамвайного парка составляет 90 процентов. Если сравнивать с жильем, то это – уже ветхо-аварийное, непригодное для проживания. Что делают с таким жильем? Расселяют жильцов и сносят. А почему же тогда транспорт продолжают эксплуатировать?!

– Вы верите, что Челябинск все же пересядет на общественный транспорт? Или заявление Тефтелева так и останется манифестом?

– Дело не в том, верю я или не верю. На это указывает вся мировая практика. И европейская, и заокеанская. В 30-е годы прошлого столетия американские компании «Форд» и «Дженерал моторс» скупили почти по всей стране трамвайные сети: для продвижения на рынок автомобилей нужно было избавиться от конкурента. А сегодня трамваи ходят во всех крупных городах Америки, даже Нью-Йорке, несмотря на его плотность застройки. Такая же ситуация в Европе: Германия, Франция, Великобритания, Италия, Швейцария, Испания активно развивают трамвайную инфраструктуру. Кстати, во многом этому возрождению способствовал опыт СССР, Чехословакии, ГДР, Венгрии, Польши, где трамваю всегда уделялось большое внимание. Поэтому нам не надо изобретать велосипед: достаточно вспомнить собственный опыт.

– И что конкретно для этого нужно сделать в Челябинске?

– Прежде всего, разработать детальный генеральный план развития города. Затем отдельно выработать концепцию общественного транспорта. И, наконец, повернуться к трамваю лицом. Первое движение уже сделано…

Комментарии 0
    Новости по сюжету Транспорт
    Новости по теме администрация Челябинска