Чтобы стать настоящим защитником неба, надо часто летать

Фото Чтобы стать настоящим защитником неба, надо часто летать

Военный летчик, как и любой специалист, в том числе и на гражданке, для того, чтобы стать настоящим асом, должен постоянно тренироваться. Простой пример: обычный автолюбитель после перерыва в вождении чувствует себя на дороге несколько неуверенно, и пока он восстановит все навыки, проходит определенное время. В небе все сложнее. Летчик должен отработать все действия до автоматизма, чтобы во время внештатной ситуации не растеряться. В полете все движения рассчитаны до миллиметра и до секунды, летчик должен чувствовать самолет, как самого себя. Этого можно добиться только постоянными тренировками.

Опытных лётчиков и штурманов из бывших курсантов готовят в гвардейской авиационной базе, базирующейся в поселке Шагол Челябинской области.

В последние годы военные стали более открыты и более разговорчивы. Как они сами шутят: «Раньше нас учили молчать и только говорить: «Так точно». Сейчас нам советуют быть более открытыми».

На военных аэродромах теперь организуют экскурсии для всех желающих поближе узнать о летчиках и их боевых машинах, приглашают даже ребятишек.

На днях на учебно-тренировочных полетах на авиабазе в Шаголе побывали журналисты и посмотрели, как из только «оперившихся» птенцов вырастают настоящие соколы.

«В год к нам на авиабазу приходит от 5 до 10 молодых лётчиков и штурманов после окончания летного училища, - рассказал командир гвардейской авиационной базы гвардии полковник Николай Гостев. - Становление офицеров происходит в воинской части. Все зависит от количества полетов. Если летчик и штурман регулярно выполняют определенное количество полетов, то в дальнейшем они более уверенно чувствуют себя в воздухе».

Во время подготовки экипаж формируют по принципу: молодой летчик и опытный штурман или опытный летчик и молодой штурман. Когда дело доходит до определенного упражнения, то летают уже своим экипажем – летчик-штурман.

По словам командира, летчики и штурманы должны выполнять в среднем 2-3 полета в день, отрабатывая технику пилотирования и навигацию, учась точно выдерживать маршрут, соблюдать заданное время. Молодых летчиков сначала готовят до уровня «день, простые метеоусловия», потом «день, сложные метеоусловия», потом отрабатывают умение летать ночью, парой, звеном.

Сегодня молодым штурманам приходится тренироваться в достаточно непростых воздушных условиях. Как рассказал старший штурман авиационной базы гвардии полковник Алексей Блохин, Южный Урал расположен на перекрестке воздушных дорог и на его территории достаточно много запрещенных для полета зон (в основном это связано с промышленными предприятиями). Это, с одной стороны, усложняет работу, с, другой стороны, помогает оттачивать мастерство. Тем более, что задачи перед военными летчиками ставятся непростые. Приходится летать не только в одиночку, но и парами, а также звеньями. При этом боеприпасы на самолетах не только учебные, но и боевые.

Алексей Блохин заверил, что жителям из-за этого волноваться не стоит. Маршрут движения с боеприпасами проходит над незаселенной местностью. А полигоны, куда сбрасывают бомбы, существуют давно и полностью соответствуют требованиям безопасности (они расположены в Курганской и Тюменской областях). «Сверху бить безопаснее, потому что точнее. Мы гарантируем», - успокаивает старший штурман и уточняет - обеспечивается попадание с точностью до одного метра с высоты полтора километра.

Обычно экипаж проводит в небе от 15-20 минут до 2.40-2.45 часов в зависимости от поставленных задач. В этот раз в небо поднялось восемь бомбардировщиков. Экипажам предстояло отработать час в воздушном пространстве с применением маневра преодоления системы ПВО, провести дозаправку Су-24 прямо в воздухе и затем поразить цели условного противника на полигоне (с трех разных высот в установленное время).

Самолеты взмывали в небо в строго определенной последовательности через одинаковые промежутки времени. Причем, с каким интервалом они взлетали, с таким и садились. «Взлет и посадка строго по времени. Плюс-минус 30 секунд – оценка два балла», - пояснил заместитель командира по воспитательной работе Александр Шкребтий.

Перед взлетом по четко отработанной до автоматизма схеме происходят наземные работы: осмотр самолета, подготовка к вылету (в том числе и навешивание боеприпасов), подход летчика к кабине, затем техник помогает пристегнуть парашют, кабина закрывается и экипаж начинает проверку работоспособности всех систем, после этого самолет выруливает на взлетную полосу.

После посадки для экипажа тренировочный день не заканчивается. Вдвоем они идут на объективный контроль, где в присутствии старшего начальника проводят анализ полета с момента запуска двигателя до момента посадки самолета.

Как рассказал начальник группы контрольно-записывающей аппаратуры и обработки информации гвардии майор Василий Шишкин, его подразделение отвечает за обработку информации с «черного» ящика (который, как оказалось, на самом деле является оранжевым шаром). «На самолете стоит система записи полетной информации, которая регистрирует 296 параметров. Параметры работы двигателя, гидросистемы, системы топлива, системы управления, параметры полета (высота, скорость, перегрузка и т.д.), переговоры экипажа. Нам видно все, что делает летчик в воздухе»,- пояснил Василий Шишкин.

Всего на СУ-24 установлено шесть блоков, куда параллельно записывается информация. Специалист списывает информацию на специальную кассету (флэш-носитель) и приносит ее в группу, где дискету вставляют в устройство считывания информации и получаются графики. «На картинке виден полный полет. Можно посмотреть конкретно посадку, конкретно взлет и весь полет». На экране высвечиваются высота, скорость, обороты двигателя и другие параметры, а рядом нормативы. За каждый вылет ставится оценка как в школе по пятибалльной системе. Но некоторые параметры зачитываются по нормативу зачет-незачет.

После каждого полета делается запись в журнале учета обработки информации. В нем летчик красным цветом записывает упражнение и номер самолета, предельные параметры полета. Их сверяют с плановой таблицей, внизу синей ручкой записывают параметры с монитора.

Командир звена проверяет параметры и ставит оценку. Далее проверяет непосредственный начальник уже за конкретную смену и тоже ставит оценку. «И так расписывается каждое полетное задание по каждому летчику. У нас контроль так налажен, что гражданским и не снилось», - рассказал старший штурман и добавил, что в случае выявления воздушного хулиганства, ставится вопрос о целесообразности дальнейшего использования летчика в Вооруженных Силах.

Летчики со своих компьютеров тоже анализируют каждый свой полет: что сделано правильно или неправильно, где надо было сделать чуть по-другому.

Как уже рассказывало агентство, авиабаза перебазировалась в Челябинскую область чуть более года назад (ранее она размещалась в Джиде, Бурятия). И Челябинцы практически сразу стали жаловаться на шумных соседей. В комментариям к информациям об авиабазе особо ретивые не выбирают выражений, желают летчикам и их семьям поскорее убраться с Южного Урала, чтобы им стало спокойнее жить.

Но, по-моему, каждому известно, что военные действуют строго по приказу и их мнения не спрашивали при выборе нового места дислокации. Они стараются предпринять шаги для снижения уровня шума: увеличили высоту полетов, стали облетать город, в перспективе установят на аэродроме шумозащитные экраны.

Для военных летчиков важна возможность постоянно тренироваться в хороших условиях. «В Шаголе в профессиональном плане удобно все устроено. Аэродром в хорошем месте расположен, покрытие очень хорошего качества, рядом хороший полигон», - отметил командир авиационного звена Дмитрий Карнаухов.

Кроме того, для каждого военного, как и для любого человека, важно, чтобы его семье жилось хорошо. Когда авиабаза расположена недалеко от крупного города, жены и дети военных летчиков могут жить и учиться в более комфортных и современных условиях.

Нам не дано выбирать соседей, когда мы перебираемся на новое место жительства. Так и здесь. Военные делают шаги навстречу челябинцам, стараются уменьшить уровень шумов. Может быть, и нам пора по-другому посмотреть на них.

Для тех, кто хочет лично увидеть, как работают военные летчики, они могут организовать экскурсии. Только надо заранее согласовать время приезда. Позвонить можно по телефону: 8 96179140 66 гвардии полковнику Шкребтию Александру Андреевичу или отправить заявку на факс 8 (351) 210-46-06.

Фото автора

Комментарии 0
    Новости по сюжету Полеты боевых самолётов над Челябинском
    Новости по теме ВВС