Предчувствие лета челябинской художницы Ирины Соковой
Летом с его уральскими красками и ароматами цветов и трав веет от графических работ челябинской художницы Ирины Соковой, чьи работы представлены в последний месяц зимы в Выставочном зале Союза художников в центре Челябинска.
Сюжеты очень просты, подчас, даже слишком. Не случайно один из коллег автора на открытии выставки отметил, что и в голову не пришло бы рисовать ветки укропа: «А увидел работу с ним, и чувствуется аромат этого привычного растения».
Есть на работах художницы – уральские деревеньки. Но главное – «портреты» самых простых, привычных для лета растений. Есть даже «портрет» алоэ, цветка не самого популярного для изображения художниками.
У Ирины Николаевны поинтересовался: есть ли здесь графические работы, которые превратились в другие, созданные из ниток и тканей, ведь эти материалы – главные в творчестве этого мастера.
Ирина Сокова работает в редких для Южного Урала техниках гобелена и лоскутного шитья.
Художник, как известно, создает картину красками. Мастер гобелена плетет картину, как ковер. А мастер лоскутного шитья, подобно мастеру мозаичнику, собирает полотно из лоскутков, говоря проще, кусочков ткани.
На Южном Урале есть виды декоративно-прикладного искусства, связанные с металлом: каслинское и кусинское литье и златоустовская гравюра на стали. У этих ремесел своя большая история и свои традиции.
Но рядом с этими ремеслами живут и развиваются другие, в том числе создаются картины из лоскутов ткани и цветных нитей.
Ирина Сокова считает, что создание гобелена или лоскутного шитья сродни созданию мозаики, только вместо твердого материала картина «строится» из мягких кусочков ткани. Но начинается она с графической работы, когда художник, как и архитектор, сначала «строит» дом на листе бумаги.
Конечно, не каждый такой лист превращается затем, например, в гобелен, но есть и такие примеры.
«Вон те подсолнухи затем превратились из красок на бумаге в ткани, - ответила на мой вопрос Ирина Сокова. – А этим работам такое превращение еще только предстоит».
И художница встала между большого формата яркими работами на стене, чтобы смог сделать «фото на память».
«Мы живем в промышленном городе, - говорит челябинский искусствовед Елена Устьянцева. – Нас окружает не так много ярких цветов и красок, особенно в зимний период года. Поэтому то, что делает Ирина Сокова и чем делится с нами, добавляет в нашу жизнь яркие краски, яркие эмоции».
Основные виды творчества Ирины Соковой – ткачество, композиции из лоскутков, аппликация. Произведения в технике ткачества и лоскутные композиции были представлены художницей в феврале и декабре прошлого года в выставочном зале Союза художников на отдельных выставках.
Нынешняя выставка – третья по счету – представляет графику разных лет. А еще в экспозиции представлены тканевые куклы.
Стоит отметить, что десять лет назад Ирина Сокова получила премию «Золотая лира» в номинации «Сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремёсел».
«Народное искусство и природа – вот источник вдохновения», - считает Ирина Сокова.
У художников есть понятие теплые и холодные краски.
Говоря о мастерах, создающих картины из ткани, стоит сказать: теплота заложена уже в самом материале, из которого создается картина. Ткань – она всегда защищала и согревала человека.
Теплыми красками наполнены и работы автора на бумаге. А еще они, как уже говорилось, напоминают зрителю о приближении лета – любимого всеми времени года.