Золото, пистолеты, чай: таким Челябинск предстал на кинопросмотре в Публичке
В Челябинске в отделе краеведения областной универсальной научной библиотеки в четверг, 30 мая, прошёл просмотр документально-исторического фильма «Братья Елькины» и встреча с его сценаристом и режиссёром Светланой Поповой.
В ходе встречи Светлана Попова рассказала о фильме и о Челябинске начала прошлого века.
Фильм повествует о жизни основателей революционного движения в Челябинске братьев Елькиных – Соломона и Абрама, а также их младшего брата, Бориса. Судьба братьев была поистине драматична, хотя в их биографии до сих пор много неясного. Несмотря на все случившиеся с ними перипетии, память о братьях в Челябинске жива, одна из городских улиц названа в честь Соломона Елькина, здесь же сохранился дом, где жили братья.
Представить эпоху, в которую жили Соломон и Абрам Елькины, помогает фильм Светланы Поповой.
Работа над фильмом была начата в 2020 году и в общей сложности заняла два года. Съёмки велись масштабно, например, в киноплощадку, где сняли эпизод исторического фильма о братьях Елькиных, на один день превратился даже следственный изолятор №1 Челябинска. Следственный изолятор как тюремный замок в Челябинске возвели в 1908-м году, один из героев документального фильма «Братья Елькины» был его гостем.
Фильм сочетает в себе элементы игрового кино и исторической реконструкции, комментарии историков и архивные кадры, снятые в начале прошлого века. В фильме снялись 250 актеров. Одежда актеров соответствует моде тех времен, которую воссоздавали по фотографиям и музейным экспонатам.
«Фильм мы сняли три года назад, давно отгремела премьера, проходят показы. И мне очень приятно, что интерес к фильму не ослабевает. Недавно мы передали фильм в государственный архив Челябинской области и там он останется навсегда, и через сто лет челябинцы смогут его увидеть и что-то для себя узнать», - заметила перед кинопросмотром Светлана Попова.
Перед началом просмотра, отвечая на вопрос «Урал-пресс-информа», автор сценария и режиссер пояснила, что её интересует не столько история революционной борьбы и даже не само прошлое Челябинска, сколько человеческая судьба в переломные эпохи – именно поэтому героями фильма, подарившими ему название, стали братья Елькины.
«Это притча, это сказка, это трагедия одной отдельно взятой семьи, на примере которой мы можем посмотреть историю всей нашей страны. Посмотреть, как проходило революционное движение в провинции – а не в Питере и Москве, – здесь, у нас, в Челябинске. Я снимаю то, к чему лежит моя душа», - прокомментировала выбор темы для фильма Светлана Попова.
Личное отношение к съёмкам не помешало сценаристу и режиссёру большое внимание уделить историческим фактам.
Перед началом фильма Светлана Попова обратила внимание зрителей на историчность кинокартины, добавив, что при желании снятые ею кадры можно сопоставить с лентой французской студии «Пате» («Pathe»), снимавшей Челябинск в годы Гражданской войны.
«Мы очень старались бережно подойти к истории, реконструировали события по фотографиям, документальным источникам. В этом фильме мы старались показать всю правду о Челябинске конца XIX- начала XX веков. В общем, давайте смотреть», - сказала Светлана Попова.
Смотреть никто не отказался, и скоро на экране перед зрителями предстал аутентичный верблюд на платформе челябинской железнодорожной станции, прозвучала аутентичная полюбовная песня из Челябинского уезда прошлого века и комиссар, в аутентичной пурпурной форме, позвал красноармейцев за собой, на последний и решительный бой.
Комиссаром в отечественной истории был средний брат, Соломон Елькин, но в фильме каждый из других братьев также получил возможность показать себя героем и произнести запоминающуюся речь.
«Каждый из трёх братьев в фильме у нас говорит монолог – Абрам читает свою настоящую речь на маёвке, Соломон - газету «Нива», младший брат Борис - свою предсмертную записку: текст сохранился. Мы выстраивали свою историю на основе документальных источников. А как по-другому? У нас ничего выдуманного, всё настоящее, и мы старались сделать историю правдоподобной не только по смыслу и эмоциям, но и по предметам быта, деталям повседневности и в целом очень большую работу проделали по воссозданию атмосферы Челябинска конца XIX- начала XX веков», - отметила Светлана Попова.
Именно атмосфера фильма – благодаря мельчайшим деталям и точно найденным репликам – кажется особенной удачей кинематографической истории. Некоторая эклектика и смешение жанров в фильме не режут глаз и удивительным образом складываются в одну целостную картину.
Отдав жизнь революционной борьбе, считая, что после катастрофы революции 1905 года у него не осталось смысла и целей, в эмиграции кончает жизнь самоубийством старший Елькин, Абрам. В одном из роковых боёв Гражданской войны погибает средний брат, комиссар в пыльном шлеме и пурпурной форме, придуманной лично Троцким, – есть версия, что Соломон застрелился. За ним последовал младший Елькин, Борис, недолгое время прослуживший в ОГПУ, карающем органе революции, и убивший себя в знак протеста против методов советской охранки.
Подход Светланы Поповой, превратившей трагедию трёх братьев в притчу о человеческих судьбах, кажется оправданным и позволяет свести вместе все отдельные эпизоды, документальные вставки и рассуждения историков. В результате перед нами предстаёт история обеспеченных и ярких молодых людей, которые не пожелали просто зарабатывать деньги, не захотели мириться с существующей несправедливостью, жили ради революции и погибли, когда поняли, что их борьба оказалась напрасной: поражение первой русской революции, поражение в решительном бою Гражданской войны, поражение идеалов, столкнувшихся с реальностью. Здесь можно даже говорить об атмосфере не одного города, но всей России на переломе эпох – азарт молодости, романтика революционной борьбы и горечь несбывшихся устремлений.
Впрочем, и в кадре, и за кадром Челябинску как таковому тоже нашлось место. В фильме можно увидеть, что носили челябинские барышни из благородных и не очень, услышать, как звучали частушки рабочих окраин, понять, почему в наши края семья Елькиных переехала аж из Харькова.
«Челябинск напоминает Дикий Запад – только это Дикий Восток. Золото, пистолеты, чай, игорные дома и приехавшие авантюристы у нас были, как в вестернах. Атмосфера лёгких денег, конкуренция, бандитизм, борьба, романтика – мы эту атмосферу почувствовали, когда изучали историю Челябинска конца XIX - начала XX веков», - так сказала о колорите старого Челябинска Светлана Попова.
В рамках встречи она рассказала о себе и о работе над фильмом, обратив особое внимание на подготовленную к киносеансу экспозицию задействованного в киноленте реквизита и материальных источников.
«Здесь небольшая у нас выставка. Вот «Нива» 1915 года, вот такие листовки делали в Челябинске революционеры – мы их восстанавливали по буковкам. Был случай, когда снимали в Троицке, что листовки разбросало по городу ветром. Люди их подняли и выложили на «Авито», по пять тысяч каждую, как настоящие революционные листовки. Налетай, разбирай!» - рассказала о скрытой стороне съемок Светлана Попова.
Выставка предметов из фильма и для фильма, дополнила атмосферу старого Челябинска, любовно воссозданную на экране. Пачки чая, прославившего город, фотографии завитых франтов и барышень в немыслимых шляпках, неподъёмные ключи от амбарных замков и будёновка с пурпурной звездой, и тюремные шахматы из хлеба. Окунуться в прошлое и потерять связь с настоящим вполне возможно, услышав, например, рассказ о том, как ответственный специалист, делая «настоящие тюремные шахматы», пять часов жевал хлеб, чтобы довести его до состояния пластилина, и раскрашивал чёрные фигуры бумажным пеплом.
На встрече, состоявшейся после просмотра фильма, присутствовали также реконструктор исторических костюмов Александр Акулов, а также некоторые из актёров, снимавшихся в фильме.
Фильм снят на гранты Союза кинематографистов России и Фонда президентских грантов, а также благодаря победе на Уральском питчинге дебютантов, который прошел в рамках кинофестиваля «Предчувствие». Помощь в организации съемок оказали Челябинский государственный институт культуры, российское представительство «Canon Russia» и клубы исторической реконструкции – «Дивизион», «Серебряный Единорог», Центр историко-культурного наследия Челябинска.
Отметим, что в широком прокате фильма до сих пор нет, увидеть его можно лишь на отдельных кинопоказах на предоставленных для этого площадках: в учебных заведениях, библиотеках.
Здесь выбор для демонстрации фильма краеведческого отдела Публичной библиотеки кажется особенно удачным – всё, о чём рассказывают библиотечные издания, на неполный час экранного времени пришло в движение, стало живым рассказом о прошлом Челябинска, окружило атмосферой удивительного города, где соседствовали золото, пистолеты, чай.