Быть в рейтинге ведущих «молочников» России – итог большого труда
Главное открытие недавно опубликованного списка ТОП-50 производителей сырого молока от аналитиков «Центра изучения молочного рынка» – доминирование отдельных предприятий в Сибирском и Уральском федеральных округах при том, что крупные производители молока сосредоточены в ЦФО, Поволжье и на юге. В престижный список попало и южноуральское СПК «Коелгинское им. И.Н. Шундеева», единственное из Челябинской области.
Председатель сельхозкооператива Анатолий Шундеев анализирует успех своего профессионального коллектива:
«Хорошо, что подобные обзоры стали составляться – информагентство The DairyNews опубликовало несколько рейтингов не только производителей молока, но и переработчиков. Такая информация даёт возможность оценивать работу как отдельных предприятий, так и целых регионов.
Безусловно, было приятно увидеть наше СПК среди крупнейших производителей сырого молока, и это притом, что, к сожалению, Челябинская область из лидеров молочного животноводства Урала превратилась в аутсайдера. Это факт. Если вся область сегодня производит 400 тонн товарного молока за сутки, то этого объёма хватит для обеспечения только одной пятой жителей региона. На этом фоне мы и смотримся лидером со своими ежедневными 56 тоннами молока.
И, кстати, рейтинг составлен правильно – по объёму валового производства – это показатель, который трудно подделать. А вот когда начинают расписывать рейтинги по надоям на фуражную корову, которые сами по себе ни о чем не говорят, да еще и часто грешат процентом «привирания» – такой рейтинг абсолютно не объективный. В зарубежном молочном производстве данный показатель просто информативный. Основные характеристики эффективности молочного производства – это валовый объём и рентабельность».
С почти 18 тысячами тонн товарного молока за предыдущий год СПК «Коелгинское» заняло 48 строчку в рейтинге 2016 года среди сотен отечественных производителей, и отрадно, что этим фактом оно представило в списке и Челябинскую область.
«Сквозь тернии» – это про путь Коелги …
Так странно сложилось, что Коелгу (короткое имя СПК в народе) последние 5 лет ежегодно подвергают финансовой обструкции: то один найдут повод, то другой… Вроде бы крупное сельхозпредприятие с большими налогами в казну надо лелеять да помогать «высоко держать знамя» лучшего молочного предприятия в области. Отнюдь, «Коелгинское» не в табеле любимчиков у областного минсельхоза: гостей при случае повезут не к ним, а по «гостевому маршруту» с парой образцово-показательных предприятий. А Коелгу, да еще несколько хозяйств–работяг со знающими и опытными, но строптивыми директорами, объедут стороной – зачем гостям серьезные разговоры? Ведь Шундеев, например, снова заведет разговор о субсидиях, о том, как странно и непрозрачно раздаются они в области: кому с гулькин нос, а кому от щедрот по полной жмене…
Не обошел эту животрепещущую тему Анатолий Иванович и сейчас:
«Субсидии – деньги от государства, которые стимулируют, в частности, молочное производство – вещь замечательная, но для их получения вводится ряд показателей, к примеру, субсидии на молоко в Челябинской области определяются пространным списком показателей: что только туда ни забивают: и выход телят, и прирост молока, и неизменность поголовья, и прочая – селяне знают. Чем сложнее, запутаннее схема выдачи субсидий, тем сильнее – общеизвестно – коррупционная составляющая. А непрозрачность выдачи субсидий стала прямо-таки многолетней «традицией» местного минсельхоза при любой региональной власти. Мы об этом уже неоднократно говорили и писали в СМИ. К примеру, о призрачном коэффициенте, который то появляется в формуле расчета, и с Коелги снимают почти 4 миллиона, то вдруг, по происшествии года, исчезает, а по нему нам были бы должны уже добавить около 10 миллионов. И мы снова ни с чем… Вы спрашиваете, как у наших соседей? Я прекрасно знаю систему выдачи субсидий в Свердловской области, там все гораздо проще и прозрачнее, вот и все».
– По итогам 2016 года у свердловчан молочное производство в плюсе, причем, динамика эта постоянная, а у Челябинской области (смотрела сводку на сайте Минсельхоза РФ) было по итогам 11 месяцев минусом 2%.
– Именно так, но у свердловчан не только простота выдачи субсидий, там еще сумма всех субсидии – и не только на литр сырого молока – гораздо выше, чем в Челябинской области.
– Анатолий Иванович, наш разговор идет по известному историческому слогану – «лучший способ отметить наши праздники, это поговорить о наших проблемах» - начали с приятного, а продолжаем слишком серьезно. Стало известно, что челябинские власти (с подачи монополиста) пригрозили, что лишат СПК региональных субсидий на производство молока, потому что вы – о ужас! – отправляете его на переработку в соседние Свердловскую и Курганскую области и в Башкортостан! Это уже не смешно.
–Да, такой вот новогодний сюрприз мы получили – предупреждение о полном снятии региональных субсидий на литр молока. А история такова: Коелга – единственное крупное предприятие, поставляющее значительную часть молока за пределы области. Почему? В области действует монополизированный рынок сбыта молока, диктующий закупочные цены – это частный холдинг в составе трех заводов, Челябинского «Первый вкус», Магнитогорского и Чебаркульского. Цены, прямо скажем (это подтвердят директора немногих наших молочных хозяйств), ниже некуда на фоне общероссийских (и почему- то областной минсельхоз с этим спокойно мирится – Л.К.). Вот и получается «двойной гнет» молочников – субсидии меньше и цены меньше, чем в других регионах. Что сделает рачительный хозяин? Правильно: будет работать с тем покупателем, у кого цена краше. Именно поэтому Коелга отправляет свое молоко и в Челябинскую область, и в соседние уральские регионы.
– А ведь это все – Россия, даже один федеральный – Уральский - округ! Одно – родное – экономическое пространство!
– Все абсолютно так, но почему- то у челябинских чиновников мнение другое: раз молоко субсидируется в регионе, значит, при поставке молока за пределы области местные субсидии – запретить!
В России не плюют в колодец…
Трудно понять логику «запретителей» хотя бы потому, что челябинский монополист–переработчик, тот самый холдинг, уже многие годы закупает товарное молоко - до 40% своих потребностей - из других регионов, власти которых, надо полагать, относятся спокойно, по–государственному к сему факту и своих «молочников» не лишают местной финподдержки. Челябинцы рискуют создать прецедент, сняв с Коелги региональную субсидию – тогда и власти других регионов должны будут подобным образом «прижать» своих производителей молока, которые под угрозой отмены регсубсидий перестанут сотрудничать с челябинским переработчиком–монополистом. Лишиться порядка 200 тонн «соседского» молока для него будет ощутимым ударом. Так кто выиграет от этого «бряцания оружием»? Анатолий Иванович, к слову, вспомнил один показательный факт в тему, когда Владимир Путин публично и довольно резко осадил одного из высоких чиновников, решившего ограничить вывоз зерна из своего региона. Президент объяснил ему, что мы живем в одном-едином экономическом пространстве и никому не дано право нарушать его. Лишать российских крестьян субсидий, потому что молоко перерабатывают в соседней российской области, это в чистом виде «политика удельных князей», как говорится, дожили... Челябинские апологеты удельщины забыли, что это «местное» молоко продукцией возвращается на полки челябинских магазинов…
Черная, где белая полоса?
Пока разбирались на «черной полосе» – с субсидиями, в кабинете председателя раздался телефонный звонок из Москвы – и вот снова позитив на жизненной «зебре»: известие, что силос Коелги победил в конкурсе на лучший сенаж/силос в России, а посему достоин награды! Получить ее пригласили Анатолия Ивановича на крупнейшую международную животноводческую выставку «АгроФарм 2017». Еще один успех крупного молочного хозяйства региона, где трудятся люди работящие и высокопрофессиональные, с традициями еще от своего первого директора Ивана Шундеева! Как он поднял планку для хозяйства, показал в лихие годы, как надо работать, чтобы выстоять, так и живут, так и трудятся. Отличное, здоровое хозяйство: вот уж где следовало проводить российский конкурс операторов машинного доения, честно заслужили местные животноводы такого статуса. А пока вернемся к силосу, в чем его уникальность – интересуюсь. «Наши новинки в заготовке кормов уже не раз освещали в СМИ, это как раз одна из них, - рассказывает Шундеев. - Подобную технологию, её назвали «коелгинской», ранее никто не применял. Суть ее в том, что обычный кукурузный силос обогащается корнажом, заготовленным по немецкой технологии. В одну траншею закладывается их смесь в объемах, поставленных двумя комбайнами, параллельно работающими на силосе и корнаже. По качественным показателям, особенно по высокому содержанию крахмала – до 343 г на 1 кг сухого вещества - «коелгинский» силос и был так высокого оценен».
Хорошо то, что было хорошо. Что впереди?
А в Коелге уже радеют о новой посевной, – закупили семена, ждут льготные кредиты от Россельхозбанка под удобрения и топливо, обсуждают планы покупки техники. Итоги прошлого года подведены, задачи на новый – прописаны, будущее, как всегда, в надеждах.
– Основной наш производственный показатель – это молоко, оно дает две трети дохода, - говорит Анатолий Иванович. - Валовый надой в 2016 году составил 18 тысяч 600 тонн, поголовье дойного стада увеличили на 160 голов. Держим давний «производственный ритм» – ежегодный надой поднимать от 800 до 1000 тонн. Планируем построить в этом году новый коровник на 400 голов, вот где бы нам «наддать», но пока не выкроили средств. Наши собственные финансовые возможности – не шагреневая кожа, до бесконечности не растянешь…
Коелга – Челябинск
-
Весенняя страда на высокой скорости21 мая 2018, 12:41
-
Крестьянское хозяйство Карсакбаевых: Если работать с удовольствием и на совесть – результат непременно будет16 ноября 2017, 19:52
-
Госдума опасается катастрофы на селе из-за низких цен на зерно16 ноября 2017, 11:56
-
Российский чай набирает обороты16 ноября 2017, 11:54
-
Ни копейкой меньше для АПК в бюджете -2018 – таково решение профильного комитета Госдумы14 ноября 2017, 11:50