Яндекс.Метрика

«Четыре кита «Челябинского фотоклуба» из России, США, Израиля

Фото «Четыре кита «Челябинского фотоклуба» из России, США, Израиля

В конце месяца, 31 августа,  в ЮУрГУ открывается фотовыставка выпускников Челябинского политехнического института — основателей самого старого коллектива фотолюбителей России «Челябинского городского фотоклуба»: Евгения Ткаченко, Юрия Рожкова, Юрия Теуша (фото присланы из Израиля), Леонида Пикуса (Сан-Диего, США). Инициатор выставки — президент Южно-Уральского государственного университета и по совместительству — покровитель искусств в своем родном ЧПИ — Герман Вяткин. Организатор и куратор экспозиции «Четыре кита «Челябинского фотоклуба»  Павел Большаков  предлагает вашему вниманию анонс выставки, посвященной 275-летию со дня основания Челябинска.

Работая в рамках культа красоты, фотохудожники украшают нашу жизнь. Но только в творчестве фотографов-пикториалистов  наиболее распространены романтические и идиллические пейзажи, цветы, различные предметы, олицетворяющие красоту: скульптуры, вазы, зеркала. Особым источником вдохновения в пикториальной фотографии всегда была женщина. Первым, кто осознал законы «репрессированного» в России жанра, был  челябинский «шестидесятник» художественной фотографии Леонид Пикус.

Пикториальная фотография — значит живописная. Это одно из направлений, которое возродилось во второй половине XX века в СССР вместе с возникновением фотографических клубов, кружков  и студий. После смерти Сталина постепенно отмирал страх в душе каждого советского человека, а после проведения всемирного фестиваля молодёжи в 1957 году у нас появилась «новая» дерзкая молодежь (её назовут потом поколением «шестидесятников») в поэзии, в живописи, в кино и в театре, в фототворчестве, наконец, как в самом доступном и демократическом виде искусства. Клубы фотолюбителей стали возникать как грибы после дождя: всем хотелось выразить своё творческое начало. В 1959 году «Челябинский городской фотоклуб» собрал самую «продвинутую», как сейчас принято говорить, молодёжь: журналистов, инженеров, врачей и педагогов. Костяк состоял из выпускников Челябинского политехнического института — ныне ЮУрГУ: Евгения Ткаченко, Леонида Пикуса, Юрия Теуша, Юрия Рожкова. Фотоклуб был создан при редакции газеты «Челябинский рабочий» и это определило судьбу творческого направления: журналистские жанры преобладали. Но были в коллективе личности, которые знали историю русской пикториальной фотографии и которые хотели жить по законам живописи: Леонид Пикус и позже — Владимир Белковский. Именно поэтому один из основателей клуба — Владимир Васильевич — был художественным руководителем народного коллектива  фотолюбителей с первого дня и до своего последнего часа.

Слово «фотолюбитель» и в XIX веке, и в XX звучало как награда за любовь к прекрасному. Любитель, не отягощенный подёнщиной — ежедневным зарабатыванием средств к существованию с помощью фотоаппарата, —  был профессионалом в художественной фотографии высшей пробы: он целиком посвящал себя творчеству, но порой, в «свободное от работы время». Редкие люди — Евгений Ткаченко и Юрий Теуш — совместили полезное с приятным и стали профессиональными фотожурналистами.

Чтобы понять творчество Леонида Пикуса в 50-е и в 60-е годы прошлого столетия, надо познакомиться с творчеством самых ярких представителей русской пикториальной фотографии начала прошлого столетия: композиции на фотографиях А. Мазурина, А. Карелина, Н. Петрова, А. Гринберга, Ю. Еремина, Н. Свищова-Паолы всегда отличались особой эстетической утонченностью (сегодня их творчество хорошо представлено в Интернете). Работы этих авторов знали и всегда ждали на выставках в Париже, в Берлине и в Лондоне. Будучи русскими интеллигентами, независимо от своего социального происхождения и бытия, они несли в  своем творчестве присущий этой породе фотохудожников запас этического и провидческого. Что не всегда нравилось властям. И в тридцатые годы пикториалистов обозвали «певцами дворянских усадеб и обнаженной натуры». Фоторепортаж был признан самым главным жанром в пропагандисткой фотографии новой власти. Многие фотохудожники или эмигрировали, или были сосланы за свое творчество. Московский фотоклуб «Новатор» и «Челябинский городской фотоклуб», не сговариваясь, вернули в шестидесятые и семидесятые годы прошлого столетия русскую пикториальную фотографию в выставочные залы  мира.

Евгений Ткаченко, ещё один выпускник ЧПИ,  — первый  председатель известного в мире фотоклуба — с головой ушел  в фоторепортаж, что и требовали от него профессия журналиста и призвание репортера. Его работы выставлялись и отмечались наградами на самых престижных фотосалонах мира. Сегодня вашему вниманию представлены самые известные работы основателя фотоклуба.

Юрий Рожков, дитя войны, просто хороший человек. Инженер по образованию (полвека не изменял своей профессии), фоторомантик по призванию. Про него можно сказать коротко: лучший «снежный барс» среди фотохудожников и лучший фотограф среди альпинистов СССР. Недавно ему исполнилось 75 лет и он единственный из четырех основателей фотоклуба ходит на заседания «Челябинского фотоклуба» до сих пор — полвека смотрит и оценивает фотоработы молодых!

О Юрие Теуше можно говорить долго, но лучший рассказчик — это его работы. Он придерживался именно этого принципа: если начинаешь рассказывать о своей фотографии, значит она не удалась: хорошая работа в комментариях не нуждается. Только — в наградах и восклицательных знаках. У французов был основоположник профессиональной фотожурналистики Картье Брессон, а Россия может гордиться основателем самого продуктивного творческого коллектива фотолюбителей и профессионалов — «Челябинского городского фотоклуба». Достаточно сказать, что на  престижном конкурсе фоторепортеров WORLD PRESS PHOTO  в Амстердаме тридцать лет подряд участвовали до 14 человек в год — членов «Челябинского фотоклуба». Сам он получил в 1975 году золотую медаль в очень сложном жанре — спортивное фото. Двое — Сергей Васильев и Виктор Дурманов — получили высшую награду фотоконкурса — Золотой глаз, а Сергей Григорьевич — даже четыре раза. Этот рекорд ни в СССР и сегодня на постсоветском пространстве не побил никто. И это тоже награды Юрия Теуша, потому что он был по признанию Гунара Бинде (Рига) «...мотором «Челябинского фотоклуба», его душой и строгим судьей. Выпускник автотракторного факультета ЧПИ, он занялся фотографией в 1949 году и к моменту создания фотоклуба имел и возраст, и стаж работы с фотокамерой посолиднее многих, не считая фронтового репортера Аркадия Ходова и специального фотокорреспондента ТАСС по Челябинской области Владимира Георгиева. Я не случайно сравнил Юрия Теуша с Картье Брессоном, который говорил о том, что нажимать на спуск надо в «решаюший момент» — момент наивысшего эмоционального накала страстей. Брессону «повезло»: он снимал войну и катастрофы по всему миру. Страстей в его жизни было хоть отбавляй. Но только он один угадывал тот самый момент, который сделал его фотожурналистом № 1 в XX веке. А Юрий Теуш снимал «бои» на ринге и на стадионах. Он был одержим жаждой поймать тот самый и единственный момент, который был наивысшим накалом спортивных страстей. И только ему одному это часто удавалось. Вот почему 20 лет он был специальным фотокорреспондентом единственной в СССР газеты «Советский спорт» и разъезжал по «одной шестой части суши» в поисках того самого «решающего момента» по Картье Брессону. И даже снимал Олимпийские игры в Москве в 1980-м от «Советского спорта»». Высшая награда репортера — доверие коллег. Теуш был надежным и никогда не разочаровывал ожидания коллег и поклонников своего таланта.

Убедитесь сегодня в том, что выпускники Челябинского политехнического института (а их по белому свету разбросано более ста тысяч) — люди не только системно мыслящие, но и русской душой чувствующие красоту во всех проявлениях жизни. Может быть, именно таких людей имел в виду Фёдор Достоевский, когда говорил: русские люди — это всечеловеки. Нельзя не согласиться, что русские по духу —  самые настоящие и самые стоящие люди на планете. Свидетельство тому — выставка  в альма матер  «Четыре кита «Челябинского фотоклуба» выпускников ЧПИ —  основателей известного в мире фотоклуба.

Комментарии 0
    Новости по теме Земляки