Леонид Пикус удивил Сан Диего

Фото Леонид Пикус удивил Сан Диего

12 июля в Сан Диего в самом центре (выставочный зал администрации двухмиллионного города) открылась персональная фотовыставка нашего земляка, одного из основателей «Челябинского городского фотоклуба» Леонида Пикуса. Фотохудожник планировал показать 80 крупноформатных работ. Но по настоянию публики он выставил 90. Некоторые фото шли с подписью – 1958 год. Среди гостей выставки были маститые советские архитекторы и художники русскоязычного сообщества.

По мнению автора, которому исполнилось 75 лет, это «абсолютно уникальное событие в художественной жизни не только русской общины, но и всего города». По просьбе исполнительного директора народного коллектива «Челябинский фотоклуб» Павла Большакова, Леонид Пикус написал наброски к воспоминаниям и прислал афишу и фото с выставки.

«… Из всего самого ценного, что привёз я с собой из России, для меня была простая картонная папка 50 на 60 сантиметров, перевязанная чёрной изоляционной лентой.

Это был июль 2000 года. Международный аэропорт Шереметьево. Сравнительно молодой таможник , увидев мою коробку , сонным голосом спросил: «Что внутри?» «Мои выставочные фотоработы» – ответил я. Он встрепенулся. Проснулся. «Откройте!» – требовательным голосом произнес он. Перед его взором появился «Укротитель» с мотоциклом в руках. Затем – «Опять двойка», «Трое в воротах», «Руки маэстро», «Фурия», «Победитель»… «Сайдхужин?» – глядя на последнее фото, спросил явный знаток советского спорта. «Не помню» – буркнул я. «В новую квартиру» «Мечты у колодца», «Явное преимущество»… « Лев Яшин?» – спросил таможенник и перевернул фото: там было клеймо «INTER PRESS PHOTO». Я перед отъездом даже наклейки выставок не додумался снять…

«Эти работы не подлежат перевозки через границу: необходимо разрешение Министерства культуры…», – прозвучало как приговор моему прошлому.

Тёмные пятна поплыли перед моими глазами… Я что-то пытался объяснить… В руках у него появился «Портрет Сергея Тулинского». «Это рисунок?» – несколько в другом тоне спросил явный ценитель прекрасного. Портрет «Камея», как мне показалось его доконал: он явно о чём-то раздумывал. «Нет – и это фото!» – добавил я, глядя куда-то далеко-далеко вверх: всевышний, Боженька, помоги мне!!! Ведь я в своей жизни не совершил ни одного подлого поступка, ведь я же не перевожу золото, валюту или наркотики, ведь каждое фото – своя маленькая драма. За каждым портретом – Человек. Со своими мыслями, переживаниями, взглядами на жизнь…И о каждой работе я собирался когда-нибудь написать рассказ.

«Здорово!! – то ли произнёс , то ли хотел произнести, сидящий за столом пограничник. Мне было уже всё равно… И вдруг: «Так это сам Махмуд Эсамбаев , мой любимый артист!» – услышал я внезапно тихий голос восторженного стража Российской границы.

Он поднял на меня свой взгляд. Задумался. И пусть это продолжалось всего-то мгновение... Но в его глазах я увидел не только исполнительного офицера, но и понимающего толк в искусстве образованного человека. «Сложите всё аккуратно в коробку на соседнем столе и – счастливого Вам полёта...»

Я пристально посмотрел на него: довольно молодого с красивой русской внешностью человека. Посмотрел так, как смотрят родители в глаза уставшего хирурга,который только сейчас спас от верной смерти любимого ребёнка…

А 12 июля в центре двухмиллионого калифорнийского города San Diego открылась моя третья по счёту персональная фотовыставка в США.

Мог ли я, пусть даже во сне, предположить, что выставочные отпечатки 30 на 40 и 50 на 60 хорошо сохранятся в первозданном виде.

Вспоминается одно из заседаний «Челябинского городского фотоклуба», ещё не успевшего к тому времени стать лучшим в СССР.

В тот вечер я выступал перед фотоклубовской аудиторией с лекцией о технике проявления и закрепления фотоплёнок и отпечатков. Юра Теуш – приводной двигатель нашего клуба, делал главный акцент на правильный подбор проявителя: доказывал ,что от него зависит качество и проработка негатива и снимка. «А от твоего закрепителя, – бросил он мне реплику, – ничего не зависит!» Володя Белковский – по натуре педант – высказывался категорично: « Если написано Метол -7,5 грамма, то – 7,5! А не 7 или 8. Если написано держать фотоотпечаток в закрепителе 15 минут, то это значит 15 ,а не 10 или 20…» А уж температуру растворов Володя всегда выдерживал до ноль целых ноль десятых. Владимир Георгиев, фотокорреспондент фотохроники ТАСС, почёсывая за ухом, только ухмылялся: «Мне легче: снял нужный материал, проявил и отправил срочным письмом в Москву. А в ТАССе уж сами проявят, отпечатают, да ещё на самой лучшей импортной фотобумаге. Лет 10 сохранится фото. Не высветлеет». Должен вам признаться, мои незабвенные Володя и Юра, я очень мало любил придерживаться по жизни разным инструкциям: любил экспериментировать. Мои известные фотоработы «Камея» (портрет одной из самых красивых девушек Челябинска в конце 50-х годов Ирины Лисовской), «Портрет Сергея Тулинского», которые обошли многие выставки и которые и сегодня размещены на десятках сайтов в интернете, были сделаны мною с огромным нарушением инструкций по технике проявления.

И вот сейчас, наблюдая с каким вниманием и интересом бывшие россияне и американские зрители осматривали мою экспозицию персональной фотовыставки, я с большим волнением, теплотой и любовью вспоминаю свой родной «Челябинский городской фотоклуб». К одному только имени которого, с уважением и почтением относились все фотолюбители Советского Союза».

Комментарии 0
    Новости по теме Земляки