Путь в актерскую профессию Лены Липской
В детстве она была послушным, спокойным ребенком вузовских преподавателей. Отец - Вячеслав Липский - более 30 лет заведует кафедрой философии в Челябинском государственном педуниверситете, Заслуженный работник высшей школы, почётный работник высшего профессионального образования, кандидат философских наук, доцент. В 90-е, помимо преподавательской деятельности, главе семьи пришлось заняться и политикой. Мама - Лариса Липская - доктор педагогических наук в Уральском государственном университете физической культуры, заведует кафедрой социально-гуманитарных наук. У серьезных родителей - серьезные планы на детей. Так, и своей Леночке Липские старшие прочили если не науку, то что-то, в их понимании, общественно значимое. Дочь училась в 11-м лицее на филологическом отделении - значит, выйдет хороший журналист.
Пока они мечтали, их дочурка танцевала.
- Сколько себя помню, я все время была на сцене, с детства занималась танцами. Года четыре - во Дворце культуры железнодорожников. Помню, как выступала с высоченной температурой. Было плохо, но я должна была танцевать. Когда поднимаешься на сцену, то забываешь обо всех проблемах, неурядицах, недомоганиях. Сцена лечит. Тогда я еще не осознавала этого, осознание пришло позднее.
Милая, обаятельная, Лена концентрировала свой и без того яркий образ насыщенными мазками одежды. Этим она эпатировала одноклассников, а в первую очередь, пожалуй, учительницу русского языка. Урок начинался с пресловутых нотаций, как можно одеваться, а как нельзя воспитаннице лицея. Подумаешь, лосины, джинсовая рубаха, ботинки-«трактора»… Восьмиклассница сама знает, как ей одеваться! Твердая убежденность Лены в своей правоте и настоящая учительская принципиальность встретились лбами. Но в один прекрасный день терпению юного создания пришел конец.
- Я не помню ничего, что ей тогда говорила, но я высказала все. Как ни странно, учительница оставила меня в покое.
В этом же восьмом классе Лена попала в театральную студию под руководством Ларисы Козаковой. И первой ее ролью стала - Первая женщина в «Божественной комедии» Исидора Штока. А потом… Театральный педагог почему-то решила, что девочке надо заниматься научной работой по Блоку. И вместе с Ларисой Козаковой они написали труд на тему постмодернизма в творчестве Блока. Но тут случился бунт. Может, революционный классик вдохновил?
- Я поняла, что за меня все решили. А я хочу совсем другого, я хочу играть. Чтобы освободиться от «научных пут», в 11-м классе я покинула 11-й лицей и ушла в школу экстерна. Параллельно стала готовиться к поступлению в актерский вуз.
Родители Лены смирились и с выбором профессии, и с тем, что дочь выпорхнет из-под их крыла. Старшую дочь Анастасию они в свое время удержали от Москвы, она рвалась в столицу вслед за друзьями. В итоге она нашла себя в иностранных языках, в творчестве и семье здесь, в Челябинске. Младшая же убедила, что хочет стать актрисой.
- Готовил меня к поступлению Тенгиз Махарадзе. Для меня он был не только главным режиссером Театра юного зрителя, его создателем, идеологом, художественным лидером, а также заслуженным деятелем искусств России, для меня он стал первым педагогом по мастерству. Несколько лет назад Тенгиз Александрович ушел из жизни. Он все время был в творческом поиске, душа его была неспокойна, была в движении, порыве.
Поступала Лена сразу в несколько мест - в ГИТИС, в «Щепку», в «Щуку» в МХАТ и во ВГИК. Думала, что поступит в «Щепку» или «Щуку», ориентируюсь на то, куда в основном проходят «самобытные с говорком». Про ГИТИС она даже не мечтала. Блок и при поступлении был с Леной, на вступительных экзаменах она читала его поэму «Двенадцать». В ГИТИСе девушку оценивала Марина Кайдалова. Выслушав до конца, Марина Юрьевна долго думала, затем сказала «Спасибо». На второй тур Лена не прошла. Позднее Марина Кайдалова признается Лене, что образ нежной, скромной, милой девочки настолько не соответствовал революционному характеру поэмы, что педагог не знала, как это идентифицировать.
Недолго думая, через несколько дней Лена пришла в деканат актерского факультета ГИТИС и подала новое заявление на прослушивание – при этом была уверена, что пробует поступить в актерскую группу режиссерского факультета. На самом деле она пробовалась опять на актерский факультет, но об этом девушка узнала позднее. Второй раз Лена попала на прослушивание к Валентину Теплякову, который тогда был деканом актерского факультета. Потом был второй тур, третий. В итоге Лена Липская поступила в вуз, на который меньше всего рассчитывала.
- Очень волновалась на прослушиваниях. Не помню, как я читала, ничего не помню. Иногда волнение помогает. Актера без волнения нет. Градус должен быть высокий. Психика должна быть неустойчивой - в хорошем смысле. С опытом учишься направлять эмоции в нужное русло.
Началась студенческая жизнь. Вообще, чтобы вкусить студенчество, нужно жить в общаге. Как поделилась Лена, самое настоящее студенчество у них было на первом курсе: всю ночь гулянки, а к 9.30 на танец к станку. Происходила ломка - из привычной жизни в родном городе с родителями ребята попали в самостоятельную жизнь, в чужую комнату с незнакомыми людьми, у которых свои характеры, свои привычки. Бешеный учебный ритм - с 9.30-ти до 11-ти, во время некоторых занятий удавалось поспать, так научились спать в любых позах, жили на шоколадках. Все время проводили вместе, сплоченно. Большой курс из 35-ти человек к концу учебы значительно поредел, многих парней отчислили. Ко второму-третьему курсу произошло расслоение. Во-первых, начались отрывки (сцены из пьес), и ребята могли вообще не пересекаться в работе по мастерству, во-вторых, начались романы, семьи. На третьем-четвертом курсе – спектакли, в которых работало по 10 человек в связке, спектакль - отличная проверка для людей. Вот с четырьмя из этой связки Лена продолжает общаться, дружить.
- Один из них моя вторая половинка - Евгений Шляпин. Мы вместе со второго курса. Кстати, он тоже из Челябинской области - из Озерска. Жили где-то рядышком. А встретились в ГИТИСе.
Да, актерскую стезю стоило выбрать хотя бы потому, что она вела тебя к твоей любви.
Училась Лена в мастерской профессора Владимира Андреева. Первой студенческой ролью стала роль Нины в спектакле «Сказка о мертвой царевне» Николая Коляды – женщины легкого поведения 90-х годов, противоречивый спектакль и противоречивая героиня. С этим спектаклем Лена участвовала в Варшавском международном фестивале театральных школ в 2003 году и Международном фестивале театральных школ "Подиум-2003" в Москве. Четыре актера и минимум декораций - соответственно минимум затрат для гастролей. Неожиданно для труппы варшавская публика очень хорошо приняла спектакль, несмотря на количество ненормативной лексики в нем. Места никакого спектакль не занял, зато актеры получили опыт, отдачу от зрителей, и, в конце концов, они были самыми молодыми участниками конкурса – третий курс против четвертых. В те варшавские дни Лена осознала, как может излечивать сцена. За несколько дней до отлета она слегла с ангиной - температура под сорок, голоса нет. О замене не могло быть и речи. Болезную погрузили в самолет и выхаживали народными средствами – на антибиотики аллергия с детства.
- Кое-как прихожу в театр, выхожу репетировать - становится легче. И после второго спектакля я совершенно здорова. А ведь так было и тогда в детстве, когда я танцевала с температурой. Вот оно волшебство сцены!
Потом у Лены были другие спектакли в ГИТИСе: «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина - Улита, «Власть тьмы» Льва Толстого - Анютка.
Для некоторых еще на студенческой скамье, или вернее сказать - сцене, определяется их дальнейшая творческая судьба. Так сложилось у Евгения. На четвертом курсе после ролей Иудушки Головлева в «Господах Головлевых» и Никиты во «Власти тьмы» его пригласил мастер Владимир Андреев работать у него в театре им. Ермоловой, где он служит и по сей день. Перед Леной же, по русской сказочной традиции, открылось несколько дорог. Куда повернуть - направо, налево или прямо пойти? Амбициозная, самоуверенная, максималистка, Лена через два месяца с легкостью ушла из театра имени Островского - оказалось, что он не соответствовал представлениям о театре, которые заложили Елене ее преподаватели. В театре «Бенифис» Лена и вовсе сказала, что пойдет к ним только на контракт, а не в труппу. Были еще варианты. В конечном итоге Лена осталась в театре у «Никитских ворот» Розовского. Получила роль Сережи в спектакле Максима Курочкина «Истребитель класса Медея», где все мужские роли играют женщины. Репетировала со вторым составом. Спектакль начали играть, и по факту второй состав остался не удел. В этот же период Лена снималась в роли Инки в сериале «Две судьбы - 2», который вышел в прокат в 2005 году. Были и другие киноработы, но непростая, интересная роль Инки - разбитной девушки, интриганки, наркоманки - самая яркая, характерная.
С театральными предложениями не очень клеилось, работу в кино тоже не преподносят на блюдечке с голубой каемочкой - начались творческие искания. Пожалуй, это должно было произойти хотя бы по двум причинам: чтобы к нашей героине пришло осознание реальности и чтобы родительская мечта стала явью. С 2005 года на два года Лена уходит в журналистику, став киножурналистом в журнале «Менеджер кино», а с 2007 начинает учиться в аспирантуре. Параллельно она заканчивает курсы йоги и в течение года ведет занятия по кудалини-йоге в Федерации йоги города Москвы. С 2007 года вплоть до нынешней зимы Лена преподавала студентам актерское мастерство в РАТИ-ГИТИСе на курсе у своего мастера Владимира Андреева.
Переключение на другие профессии, плюс глубинное осмысление бытия через философское учение йоги вернули Лену на ее на актерскую стезю. Сегодня Елена Липская и Евгений Шляпин занимаются собственным театральным проектом, в котором глава семьи выступает еще и как режиссер. Оба снимались в кино, и это важный опыт, но в отличие от театра там много дублей, один не получился, можно сделать второй, а в театре - все вживую, здесь и сейчас не расслабишься. Зато в кино - крупный план, на котором как на лакмусовой бумажке видно - наигрывает актер или проживает роль.
- Все-таки театр делает актера актером. И еще актера делает большая роль - ты понимаешь свои возможности, свои мощности, у тебя есть какие-то наработки свои… Для меня такая - роль Гитель из нашего дебютного с Женей спектакля «Двое на качелях». С ней я повзрослела.
Пьеса Уильяма Гибсона «Двое на качелях» - это пронзительная история о любви. История двух сердец – несчастных, отчаянно одиноких и столь непохожих. Точно по воле судьбы эти двое обрели друг друга среди суеты большого города, чтобы уже вместе, рука об руку, преодолевая все тяжести на своем пути, искать счастье. История о правде и лицемерии, о предательстве и милосердии, о мужестве и малодушии. Все действо зритель в эмоциональном напряжении. С каждой репликой герои открываются в новом ракурсе. Ты пытаешься постичь их. Надеешься на чудо.
Эта пьеса в исполнении наших героев получает восторженные отзывы публики. Как правило, это молодежь, студенты актерских вузов и те, кто туда собирается поступать. Зритель - не избалованный, но критик - строгий.
Возможно, совсем скоро нас ждет рождение нового спектакля молодых актеров. Это будет работа по воспоминаниям Надежды Мандельштам. О непростой жизни поэта и его супруги. О противоречивых 30-х годах 20-го века, их перекличке с современностью.
- Почему именно Иосиф Мандельштам? Инициатива была Женина, - рассказывает Лена. - Он еще в школьном театре играл спектакль по Мандельштаму. С тех пор эта тема его не оставляет. То, над чем мы сейчас работаем, - это способ высказать, что тебя волнует. То время настолько актуально сегодня, что, осознав ошибки прошлого, мы можем их не повторять. Кто-то услышит, кто-то увидит, кто-то задумается. Без гражданственности нет театра, он должен заставлять думать.
- И напоследок, - спрашиваю я. - Лена, что бы ты пожелала юным землякам, которые грезят об актерской профессии?
- Юным землякам желаю, чтобы то, о чем они мечтают, - осуществилось. Чтобы они не отступались от своей мечты ни при каких обстоятельствах и были верными ей всегда. Шиллер сказал: «Будь верен мечтам своей юности». Если ты предал мечту, то она тебя предаст. И желаю, чтобы была такая мечта. А еще нужно очень хорошо готовиться к поступлению. Оставить романтический настрой и трудиться, актерская профессия это большой, серьезный труд с 10-ти утра до 10-ти вечера.
А еще, между прочим, молодая актриса из Челябинска пишет стихи, занимается вокалом, раскрывает способности к рисованию и безумно любит путешествовать.
ДЛЯ СПРАВКИ
Елена Липская родилась в 1982 году в Челябинске, окончила РАТИ-ГИТИС мастерскую профессора Андреева В.А.в 2004 г. С 2004 по 2005 годы служила в театре «У Никитских ворот», в 2009 году закончила аспирантуру РАТИ-ГИТИСа на кафедре мастерства актера. Сыгранный репертуар: «Сказка о мертвой царевне» Н. Коляда, роль - Нина, реж. В. Тепляков (театр ГИТИС); «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин, роль - Улита, реж. з.а.р. М. Кайдалова (РАТИ-ГИТИС); «Власть тьмы» Л. Толстой, роль - Анютка, реж. Е. Николаева (театр ГИТИС); «Истребитель класса Медея» М.Курочкин, роль - Сережа, реж. н.а.р. М. Розовский (театр «У Никитских ворот»). Со спектаклем «Сказка о мертвой царевне» участвовала в Варшавском международном фестивале театральных школ в 2003 году и Международном фестивале театральных школ «Подиум-2003» в Москве. Роли в кино и на ТВ: «Две судьбы - 2, 3», роль Инна, реж. В. Усков, В. Краснопольский, «Телохранитель», роль Маша, «Угон. Седьмой отдел», роль Люба, «Невеста» роль - Настя, реж. Эльер Ишмухамедов и т.д.
-
Крепкий и мудрый уралец18 июня 2015, 16:38
-
Уроженец Челябинска Владимир Горошников в Dogs Of Passion снял видеоклип известной музыкальной группы «5’nizza»22 мая 2015, 13:56
-
В Челябинск приезжает Театр танца «Гжель»12 марта 2015, 14:19
-
Главный фотограф академии наук14 декабря 2011, 12:53
-
Классика жанра Сергея Новикова26 октября 2011, 10:39