Башкирские чиновники отсуживают у «Челябгортранса» земли размером в четыре футбольных поля
Экономика
28.03.14 17:32

Коммерческие образования, занимающиеся организацией городских транспортных перевозок, учрежденные на основе «Челябгортранса» и возглавляемые лицами, приближенными к администрации Челябинска, отсуживают у этой самой администрации три куска земли, общей площадью 28 тысяч квадратных метров, – практически четыре футбольных поля. При этом в учредителях этих фирм значатся видные чиновники из республики Башкортостан.

Мы попытались разобраться, почему эти площадки, расположенных на стыке транспортных связок, «уплывают» в соседнюю республику.

Корни этой истории уходят в 2011 год, когда начальником Управления транспорта Челябинска был назначен выходец из Уфы Камил Маматказин, отправленный в отставку в начале апреля 2012 года. За год Маматказин провел настоящую революцию в своем управлении, правда, результаты ее оказались весьма сомнительными, что, по неофициальной версии, и послужило причиной отставки. В этот же год имущество Челябгортранса начало расходится в руки приближенных Маматказина.

Вот только несколько новшеств, введенных Маматказиным за год: перенос автовокзала «Северный» в ДС «Юность», возрождение автостанции около областной больницы, замена социальных и транспортных карт. Город лишился троллейбусного депо и автобусного парка. Численность коллектива одного «Челяб ГЭТ» была сокращена более чем на 500 человек - работников «выдавливали» с предприятия, объясняя это оптимизацией и жесткой экономией. Экономия состоялась, но какими силами?

Отдельная история, особо нас интересующая, так называемая «вокзальная революция». Власти заверяли, что забрали участок, арендованный автовокзалом «Южный» для парковки автобусов (чем и лишили его права на существование), под организацию ночевки троллейбусов. Но буквально через несколько месяцев надобность в этом отпала, а позднее и вовсе заговорили о ликвидации троллейбусного парка. Получается, площадка городу была не нужна. Но вместо того, чтобы отдать ее обратно под автовокзал, ее передали другим арендаторам, которые все перекроили под свои потребности.

[title]

Еще тогда челябинская журналистка Ирина Гундарева в своем блоге высказала версию, что некоторые чиновники получили и получают от вокзального передела приличные дивиденды. Дело в том, что занимаемые сегодня двумя вокзалами помещения выкуплены людьми, приближенными к нынешнему главе администрации города. Они успешно сдаются МУПу «Служба организации движения» за два миллиона рублей в месяц.  Деньги частники получают из городской казны. Данные Гундарева подтверждала документально.

Что происходит сейчас, в 2014 году, когда ушел и Маматказин, и сменился глава региона, в результате чего возникла опасность раскрытия неразборчивых связей и решений Управления транспорта? А случилось вот что: ООО «Служба организации движения» и ОАО «Недвижимость и инвестиции» начали судиться с администрацией города, чтобы отнять у нее три куска муниципальной земли. Первая организация претендует на два участка: по проспекту Победы, 396 (площадью 9,121 тысячи квадратных метра, рис.1) и по улице Степана Разина, 11 (площадью 10,999 тысячи квадратных метров, рис.2).

[title]

[title]

На первом участке расположена автобусная диспетчерская, и хотя автобусной остановки там давным-давно нет, директор компании Александр Зарубин считает, что площадь в 9 тысяч «квадратов» непременно нужна ему для эксплуатации диспетчерского пункта и прилегающей территории.

[title]

На втором участке у Зарубина стоит также маленькая и давно закрытая будочка, на которой написано: «Кассы находятся в «Синегорье» и которая расположена на обочине стоянки, где отдыхают автобусы. По мнению Зарубина, будочка, являющаяся на самом деле временным объектом, превратилась в объект капитальный, и потому площадка нужна ему для отстоя и разворота общественного транспорта.

[title]

[title]

Самое интересное, что ООО «Служба организации движения» была учреждена МУПом «Служба организации движения», организованной в свою очередь, горадминистрацией и КУиЗО. Более того, МУП организовал не одну ООО «Служба организации движения», а целых три. Одной управляет упомянутый выше Зарубин, который теперь отсуживает у учредившего его МУПа два участка земли,  другой – Сергей Прокудин, а ранее – Денис Юсупов (к которому мы еще вернемся). Кстати, третья ООО «Служба организации движения учреждена второй ООО «Служба организации движения», притом что уставной капитал второй составляет 2 тысячи рублей, а третьей – 1 миллион. Но и это еще не все. На самом деле, существует еще две ООО «Служба организации движения», одна из которых учреждена Владимиром Стебуновым, в обеих уставной капитал – 10 тысяч рублей. Зачем они нужны и чем они занимаются – неизвестно.

С этим разобрались. Перейдем к третьему участку по улице Кыштымская, 30 (площадь 8,1 тысячи квадратных метров, бывший автовокзал «Северный», рис.3), который у администрации отсуживает другая фирма – «Недвижимость и инвестиции» с серьезным уставным капиталом в 300 миллионов рублей. Учредитель этой фирмы – «Инвест-Консалтинг» (республика Башкортостан), который в свою очередь учрежден Денисом Юсуповым (вот мы к нему и вернулись), а также двумя офшорными компаниями: «Вальд Мартин Лтд» (Виргинские острова) и «Мега Фэктори Лтд» (Белиз). То есть, офшорная фирма, не платящая налоги в отечественный бюджет, остуживает землю у администрации Челябинска. И по факту все три участка отсуживают одни и те же люди.

[title]

Зачем «Недвижимости и инвестициям» территория бывшего автовокзала «Северный»? По словам учредителей, для того, чтобы организовать деятельность уже не существующего там автовокзала. На самом деле там сейчас находятся офисы двух организаций – «Четвертый автобусный парк» и «Пятый автобусный парк», директор одной из них – Станислав Новичихин. Также Станислав Новичихин является президентом «Челябоблтранса», который был учрежден (кем бы вы думали?) ООО «Пятый автобусный парк» (то есть сам собой) и ООО «Службой организации движения» (какой-то из пяти существующих).

Сам Станислав Новичихин считается человеком Маматказина. Соратником Маматказина является заместитель министра земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Рафит Ягафаров, который в 2011 году возглавлял МУП «Служба организации движения». Александр Зарубин, директор ООО «Служба организации движения», отсуживающий два участка земли, является начальником отдела промышленной политики и предпринимательства администрации Уфы (Республика Башкортостан). И то, что и в «Недвижимости и инвестициях», и в ООО «Служба организации движения» в учредителях фигурирует имя директора башкирской фирмы «Инвест-Консалтинг» Дениса Юсупова тоже, скорее всего, не случайно.

Чтобы хоть как-то понять, что происходит с челябинским городским транспортом, и почему сейчас начался непонятный процесс отсуживания муниципальных земель у городской администрации компаниями, созданными или подконтрольными этой же администрации, следует снова углубиться в историю.

Даже если копнуть не слишком глубоко, вскрывается огромная проблема.

Начнем с ООО «Четвертый автобусный парк», которое было создано в 2004 году для обслуживания междугородних маршрутов МУП «Челябгортранс». Дело в том, что междугородние перевозки не имеют льготу по НДС и налогу на имущество. Поэтому и было создано предприятие, подконтрольное МУПу, работающее по УСН в целях оптимизации налогообложения. В дополнение к междугородним перевозкам ООО «Четвертый автобусный парк» занялось обслуживанием городских автобусных маршрутов 15 и 16, конечно же, без конкурса.

В свое время МУПу «Челябгортранс» принадлежали еще ООО «Пятый автобусный парк» и ООО «Шестой автобусный парк» (и такой есть), на которые были оформлены абсолютно все междугородние и международные маршруты, открытые МУПом за 30 лет.

Переоформленные на частных лиц ООО «Четвертый автобусный парк», ООО «Пятый автобусный парк» и ООО «Шестой автобусный парк» стали работать на прибыльных междугородних маршрутах посредством взятых в аренду муниципальных автобусов.

При этом график арендных платежей был составлен так, чтобы максимальная прибыль оставалась в ООО, а не в МУПе.

Тогда же были «распроданы» нужным людям десятки прибыльных маршрутов областных муниципальных перевозчиков. Через МУПы начали переоформляться недвижимые активы на приближенные бизнес-структуры.

И тогда же офшорная организация «Недвижимость и инвестиции» выкупила за бесценок и без открытых торгов эффективную коммерческую недвижимость в Калининском и Курчатовском районах, после чего стала убеждать суд, что автовокзал «Северный» вовсе не перенесен во Дворец спорта «Юность», а все еще работает «по полной» на Кыштымской, 30.

[title]

Это абсолютно удивительная (или не удивительная история), когда команда коммерсантов и чиновников (большинство из которых – выходцы из Башкирии), занимающаяся проблемами и вопросами челябинского городского транспорта, судится сама с собой, продолжит развитие в начале апреля, когда начнутся очередные судебные заседания о передаче муниципальной земли.

Но власть сменилась, и, похоже, и.о. губернатора Челябинской области Борис Дубровский как «дамоклов меч» нависает над сложившейся во времена экс-главы региона Михаила Юревича командой администрации. Обеспечить себе безбедную старость по-прежнему хочется всем, тем более, что головы все равно полетят. Но, видимо, чтобы как-то подстраховаться, администрация идет на попятную, оспаривая в кассационных инстанциях продажу земли «своим» людям.

Однако пока рано говорить о результатах этих судебных процессов, тем более, если они касаются дел городского общественного транспорта – черной дыры и постоянной городской язвы.

Опрос

Как вы считаете: Администрация Челябинска несёт ответственность за вырубку деревьев в городе?

Присылайте свои новости

Вы можете стать соавтором нашего новостного портала.

Есть чем поделиться? Расскажите!

Отправить новость

Читайте нас там, где удобно вам

Дорогие читатели!

Мы предлагаем вам совместными усилиями сделать информационную повестку интереснее, ярче, правдивее, насыщеннее.

Если вы стали очевидцем интересного события, необычного явления, вопиющего случая, чрезвычайного происшествия или хотите привлечь внимание к какой-то проблеме – напишите нам. Будем рады, если вы поделитесь с нами своими впечатляющими фото - и видеонаблюдениями (авторство будет указано).

В свою очередь мы гарантируем, что при необходимости возьмем комментарий по вашей проблеме у соответствующих официальных источников и достоверно изложим все факты.

Отправляя сообщение, укажите свои контакты – номер телефона или адрес электронной почты. Редакция гарантирует конфиденциальность, если вы не стремитесь к публичности.

Яндекс.Метрика