Башкирские чиновники отсуживают у «Челябгортранса» земли размером в четыре футбольных поля

Фото Башкирские чиновники отсуживают у «Челябгортранса» земли размером в четыре футбольных поля

Коммерческие образования, занимающиеся организацией городских транспортных перевозок, учрежденные на основе «Челябгортранса» и возглавляемые лицами, приближенными к администрации Челябинска, отсуживают у этой самой администрации три куска земли, общей площадью 28 тысяч квадратных метров, – практически четыре футбольных поля. При этом в учредителях этих фирм значатся видные чиновники из республики Башкортостан.

Мы попытались разобраться, почему эти площадки, расположенных на стыке транспортных связок, «уплывают» в соседнюю республику.

Корни этой истории уходят в 2011 год, когда начальником Управления транспорта Челябинска был назначен выходец из Уфы Камил Маматказин, отправленный в отставку в начале апреля 2012 года. За год Маматказин провел настоящую революцию в своем управлении, правда, результаты ее оказались весьма сомнительными, что, по неофициальной версии, и послужило причиной отставки. В этот же год имущество Челябгортранса начало расходится в руки приближенных Маматказина.

Вот только несколько новшеств, введенных Маматказиным за год: перенос автовокзала «Северный» в ДС «Юность», возрождение автостанции около областной больницы, замена социальных и транспортных карт. Город лишился троллейбусного депо и автобусного парка. Численность коллектива одного «Челяб ГЭТ» была сокращена более чем на 500 человек - работников «выдавливали» с предприятия, объясняя это оптимизацией и жесткой экономией. Экономия состоялась, но какими силами?

Отдельная история, особо нас интересующая, так называемая «вокзальная революция». Власти заверяли, что забрали участок, арендованный автовокзалом «Южный» для парковки автобусов (чем и лишили его права на существование), под организацию ночевки троллейбусов. Но буквально через несколько месяцев надобность в этом отпала, а позднее и вовсе заговорили о ликвидации троллейбусного парка. Получается, площадка городу была не нужна. Но вместо того, чтобы отдать ее обратно под автовокзал, ее передали другим арендаторам, которые все перекроили под свои потребности.

[title]

Еще тогда челябинская журналистка Ирина Гундарева в своем блоге высказала версию, что некоторые чиновники получили и получают от вокзального передела приличные дивиденды. Дело в том, что занимаемые сегодня двумя вокзалами помещения выкуплены людьми, приближенными к нынешнему главе администрации города. Они успешно сдаются МУПу «Служба организации движения» за два миллиона рублей в месяц. Деньги частники получают из городской казны. Данные Гундарева подтверждала документально.

Что происходит сейчас, в 2014 году, когда ушел и Маматказин, и сменился глава региона, в результате чего возникла опасность раскрытия неразборчивых связей и решений Управления транспорта? А случилось вот что: ООО «Служба организации движения» и ОАО «Недвижимость и инвестиции» начали судиться с администрацией города, чтобы отнять у нее три куска муниципальной земли. Первая организация претендует на два участка: по проспекту Победы, 396 (площадью 9,121 тысячи квадратных метра, рис.1) и по улице Степана Разина, 11 (площадью 10,999 тысячи квадратных метров, рис.2).

[title]

[title]

На первом участке расположена автобусная диспетчерская, и хотя автобусной остановки там давным-давно нет, директор компании Александр Зарубин считает, что площадь в 9 тысяч «квадратов» непременно нужна ему для эксплуатации диспетчерского пункта и прилегающей территории.

[title]

На втором участке у Зарубина стоит также маленькая и давно закрытая будочка, на которой написано: «Кассы находятся в «Синегорье» и которая расположена на обочине стоянки, где отдыхают автобусы. По мнению Зарубина, будочка, являющаяся на самом деле временным объектом, превратилась в объект капитальный, и потому площадка нужна ему для отстоя и разворота общественного транспорта.

[title]

[title]

Самое интересное, что ООО «Служба организации движения» была учреждена МУПом «Служба организации движения», организованной в свою очередь, горадминистрацией и КУиЗО. Более того, МУП организовал не одну ООО «Служба организации движения», а целых три. Одной управляет упомянутый выше Зарубин, который теперь отсуживает у учредившего его МУПа два участка земли, другой – Сергей Прокудин, а ранее – Денис Юсупов (к которому мы еще вернемся). Кстати, третья ООО «Служба организации движения учреждена второй ООО «Служба организации движения», притом что уставной капитал второй составляет 2 тысячи рублей, а третьей – 1 миллион. Но и это еще не все. На самом деле, существует еще две ООО «Служба организации движения», одна из которых учреждена Владимиром Стебуновым, в обеих уставной капитал – 10 тысяч рублей. Зачем они нужны и чем они занимаются – неизвестно.

С этим разобрались. Перейдем к третьему участку по улице Кыштымская, 30 (площадь 8,1 тысячи квадратных метров, бывший автовокзал «Северный», рис.3), который у администрации отсуживает другая фирма – «Недвижимость и инвестиции» с серьезным уставным капиталом в 300 миллионов рублей. Учредитель этой фирмы – «Инвест-Консалтинг» (республика Башкортостан), который в свою очередь учрежден Денисом Юсуповым (вот мы к нему и вернулись), а также двумя офшорными компаниями: «Вальд Мартин Лтд» (Виргинские острова) и «Мега Фэктори Лтд» (Белиз). То есть, офшорная фирма, не платящая налоги в отечественный бюджет, остуживает землю у администрации Челябинска. И по факту все три участка отсуживают одни и те же люди.

[title]

Зачем «Недвижимости и инвестициям» территория бывшего автовокзала «Северный»? По словам учредителей, для того, чтобы организовать деятельность уже не существующего там автовокзала. На самом деле там сейчас находятся офисы двух организаций – «Четвертый автобусный парк» и «Пятый автобусный парк», директор одной из них – Станислав Новичихин. Также Станислав Новичихин является президентом «Челябоблтранса», который был учрежден (кем бы вы думали?) ООО «Пятый автобусный парк» (то есть сам собой) и ООО «Службой организации движения» (какой-то из пяти существующих).

Сам Станислав Новичихин считается человеком Маматказина. Соратником Маматказина является заместитель министра земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Рафит Ягафаров, который в 2011 году возглавлял МУП «Служба организации движения». Александр Зарубин, директор ООО «Служба организации движения», отсуживающий два участка земли, является начальником отдела промышленной политики и предпринимательства администрации Уфы (Республика Башкортостан). И то, что и в «Недвижимости и инвестициях», и в ООО «Служба организации движения» в учредителях фигурирует имя директора башкирской фирмы «Инвест-Консалтинг» Дениса Юсупова тоже, скорее всего, не случайно.

Чтобы хоть как-то понять, что происходит с челябинским городским транспортом, и почему сейчас начался непонятный процесс отсуживания муниципальных земель у городской администрации компаниями, созданными или подконтрольными этой же администрации, следует снова углубиться в историю.

Даже если копнуть не слишком глубоко, вскрывается огромная проблема.

Начнем с ООО «Четвертый автобусный парк», которое было создано в 2004 году для обслуживания междугородних маршрутов МУП «Челябгортранс». Дело в том, что междугородние перевозки не имеют льготу по НДС и налогу на имущество. Поэтому и было создано предприятие, подконтрольное МУПу, работающее по УСН в целях оптимизации налогообложения. В дополнение к междугородним перевозкам ООО «Четвертый автобусный парк» занялось обслуживанием городских автобусных маршрутов 15 и 16, конечно же, без конкурса.

В свое время МУПу «Челябгортранс» принадлежали еще ООО «Пятый автобусный парк» и ООО «Шестой автобусный парк» (и такой есть), на которые были оформлены абсолютно все междугородние и международные маршруты, открытые МУПом за 30 лет.

Переоформленные на частных лиц ООО «Четвертый автобусный парк», ООО «Пятый автобусный парк» и ООО «Шестой автобусный парк» стали работать на прибыльных междугородних маршрутах посредством взятых в аренду муниципальных автобусов.

При этом график арендных платежей был составлен так, чтобы максимальная прибыль оставалась в ООО, а не в МУПе.

Тогда же были «распроданы» нужным людям десятки прибыльных маршрутов областных муниципальных перевозчиков. Через МУПы начали переоформляться недвижимые активы на приближенные бизнес-структуры.

И тогда же офшорная организация «Недвижимость и инвестиции» выкупила за бесценок и без открытых торгов эффективную коммерческую недвижимость в Калининском и Курчатовском районах, после чего стала убеждать суд, что автовокзал «Северный» вовсе не перенесен во Дворец спорта «Юность», а все еще работает «по полной» на Кыштымской, 30.

[title]

Это абсолютно удивительная (или не удивительная история), когда команда коммерсантов и чиновников (большинство из которых – выходцы из Башкирии), занимающаяся проблемами и вопросами челябинского городского транспорта, судится сама с собой, продолжит развитие в начале апреля, когда начнутся очередные судебные заседания о передаче муниципальной земли.

Но власть сменилась, и, похоже, и.о. губернатора Челябинской области Борис Дубровский как «дамоклов меч» нависает над сложившейся во времена экс-главы региона Михаила Юревича командой администрации. Обеспечить себе безбедную старость по-прежнему хочется всем, тем более, что головы все равно полетят. Но, видимо, чтобы как-то подстраховаться, администрация идет на попятную, оспаривая в кассационных инстанциях продажу земли «своим» людям.

Однако пока рано говорить о результатах этих судебных процессов, тем более, если они касаются дел городского общественного транспорта – черной дыры и постоянной городской язвы.

Комментарии 0
    Новости по сюжету Автовокзал Челябинск
    Новости по теме Автовокзал