Яндекс.Метрика
  • Интервью

Медиация: конструктивные конфликты без судебных баталий

Фото Медиация: конструктивные конфликты без судебных баталий

В Челябинске создан Центр медиативной поддержки. Его инициатором стали ЧРО «Деловая Россия» и комитет по долговой безопасности. Новая структура призвана решать корпоративные и экономические споры без судебных баталий. Подробности в интервью ИА «Урал-пресс-информ» с председателем комитета по долговой безопасности ЧРО «Деловая Россия» Ульяной Степановой и профессиональным медиатором Александром Меренковым.

- С какими проблемами сейчас сталкивается челябинское предпринимательское сообщество и зачем ему предлагают новую технологию – медиацию? В чем её плюсы? И почему она лучше судебных «разборок»?

Ульяна Степанова: Я бы обозначила три основные проблемы: экономические споры, налоги и коррупция. Проблему налогов и коррупции без государства не решить, а вот конфликты внутри компании и за её пределами вполне можно. И предприниматель сам способен ими управлять. Один путь – обратиться в суд, но часто многолетние споры опустошают не только кошелёк, но и нервы. «Деловая Россия» призвана защищать права челябинских предпринимателей, и мы сегодня предлагаем на её площадке альтернативный вариант. Разрешение экономического спора с участием третьей стороны – медиатора, который владеет  специальными техниками и приемами в области управления конфликтов. По статистике – 80% из 100% споров заканчиваются «миром», если стороны обращаются к медиатору. В сравнении с судебными спорами – только 4,5 % из 100% всех дел, рассмотренных Арбитражными судами за 2011 и первую половину 2012 года, увенчались  мировыми соглашениями. Добровольность сторон в медиации, право выйти из переговоров без объяснения причин и право выбора медиатора – еще несколько плюсов в пользу новой технологии.

[title]Александр Меренков: Для медиации хорошо подходят споры между собственниками, между собственниками и ТОП-менеджерами, между ТОП-менеджерами и сотрудниками. Уже есть прецеденты, когда медиация эффективно сработала  в конфликтах между поставщиками и покупателями. Сегодня начинается работа по применению медиации в спорах и между банками и корпоративными заемщиками. Что дает медиация? Конфиденциальность, скорость решения конфликта, снижение затрат (по сравнению с судами медиация дешевле), но главное - возможность сохранить, а иногда даже развить отношения. Для предпринимателей – это новый уровень взаимоотношений и деловой культуры, который позволяет перейти от ситуации «кто кого нагнул» к ситуации «выиграл-выиграл».

- Как сегодня происходит встраивание медиации в российскую правовую систему? Как выстраиваются взаимоотношения между медиаторами, представителями судебной системы и адвокатуры?

Ульяна Степанова: Медиация как новая технология - вполне действенный инструмент. И судебная система его не только приветствует, но и активно пропагандирует. Уральским первопроходцем в этом направлении можно назвать Арбитражный суд Свердловской области. И его опыт очень примечателен. Уже год, как здесь длится медиативный эксперимент, и уже подводятся первые итоги. При Арбитражном суде работает медиативная комната, где медиаторы практикуют на безвозмездной основе. Судьи и их помощники прошли обучение, чтобы реально владеть техникой медиации, разъяснить сторонам плюсы и перспективы новой технологии. Для судей медиативный центр при УрГЮА разрабатывают практические рекомендации и методические материалы, которые помогают диагностировать конфликт и приближать споры и стороны к мировому соглашению. На сайте АС Свердловской области есть список действующих медиаторов, к которым можно обратиться как до судебного разбирательства, так и в ходе рассмотрения дела.

Александр Меренков: Взаимоотношения между медиаторами, представителями судебной системы и адвокатуры складываются не простые: всё-таки пока сильна привычка привлекать в конфликты правоохранительные органы или суд. Но есть и большие положительные сдвиги. За последние три месяца выросло количество медиативных соглашений в Комнате примирения Арбитражного суда Свердловской области. Теперь более чем в половине случаев стороны идут на мировое соглашение. В остальном же - стороны становятся позитивнее и адекватнее воспринимают решение суда. Сейчас пошел второй этап процесса внедрения медиации – активный обзвон сторон, участвующих в процессах. При этом за неделю в четырёх случаях стороны сами сели за стол переговоров, в трех случаях им удалось договориться самим (медиатор выступил катализатором), а в одном случае обратились за помощью к медиатору.

- Многие скептически относятся к тому, что медиация как искусство разрешать правовые конфликты может всерьез работать в Челябинской области, воспринимая медиатора как облегченную версию судьи или арбитра. Если контрагенты настроены идти на уступки друг другу в каких-то вопросах, то они и без постороннего вмешательства это делают.

Ульяна Степанова: Скептический настрой в большинстве случаев транслируют юристы. Им видится в медиации опасность: мол, они могут потерять в гонорарах. Конкуренция с медиаторами их настораживает, ведь многим юристам выгоднее, когда судебная «война» в споре клиента длится бесконечно. Чем дольше судебный конфликт, тем больше на нем юрист зарабатывает. И это не есть хорошо с профессионально-этической точки зрения, так как юрист обязан максимально эффективно использовать правовое поле для защиты своего клиента. А на сегодня, как я уже говорила о статистике, медиативные соглашения дают десять очков вперёд судебным разборкам. Но многие юристы боятся за свой кошелёк, и именно их сопротивление зачастую становится камнем преткновения на пути возможности клиента разрешить спор с помощью медиативной процедуры. Этот факт отмечают практикующие медиаторы, которые дежурят в медиативной комнате в Арбитражном суде Свердловской области. Многие видят желание юриста заработать на конфликте своего доверителя и создать у него иллюзию: мол, у его клиента правовая позиция сильнее, надо идти в суд, и там - на 100%  клиента ждет победа. Но часто такая позиция приводит к диаметрально противоположным результатам.

Александр Меренков: Судебная система выстроена так, что решение основано на формальной логике закона. В результате, эмоциональная сторона конфликта (обиды и т.д.) остается за бортом. А ведь именно это часто и подогревает конфликт. В отличие от судьи и арбитра, медиатор решения не принимает. Медиатор помогает сторонам «провентилировать» эмоции, увидеть позитивные и негативные сценарии, проанализировать минусы всех вариантов и проверить решения на реалистичность. Полученная в итоге мировая становится понятной и исполнимой. Кроме того, соглашение составляется самими сторонами, поэтому шансов на его исполнение становится больше.

- Как можно воздействовать с помощью медиатора на стороны, которые априори настроены на судебное разбирательство?

Александр Меренков: В основе медиации - четкая установка, что интересы сторон - не судебное разбирательство, а что-то иное. И вот, найдя это «иное», можно сделать так, чтобы каждый получил то, что хотел, но без ущемления интересов оппонента. На моей практике были случаи, когда реальный интерес и требования по иску были диаметрально противоположны. В результате стороны получали каждая, что хотела. А после разрешения конфликта продолжали сотрудничать дальше. Задача медиатора - помочь сторонам увидеть все подводные камни конфликта, понять, что реально, а что из области фантастики.

Ульяна Степанова: Воздействовать на стороны при помощи медиатора невозможно. Инструмент медиатора - не принуждение, а психология, искусство конфликтологии и интересы самих сторон, которые добровольно соглашаются на медиативную процедуру. Когда медиации в споре дается старт, а интересы контрагентов становятся очевидными, приходит разумное осознание, что «худой мир лучше доброй ссоры», и лучше свою энергию и ресурсы направлять на созидание, а не на разрушение и желание «растоптать» своего оппонента.

- А как проходит сама процедура медиации? Каковы отличия такого варианта разрешения спора от судебного?

Александр Меренков: Медиация начинается с обращения к посреднику и переговоров, где выявляется степень готовности сторон урегулировать спор. Проводится консультация, диагностируется конфликт, выявляется отсутствие в законе запрета на медиацию и ищутся точки интересов каждой стороны для переговоров. Если таковые имеются, то медиатор обращается к контрагенту с предложением начать процедуру. Далее стороны заключают с медиатором Соглашение и назначается первая сессия переговоров. Если на медиацию соглашаются обе стороны, то рассмотрение спора в суде откладывается до завершения медиативной процедуры. Переговорных сессий может быть несколько. Как правило, они длятся от двух часов и более.

Ульяна Степанова: Отличий медиации от судебного варианта разрешения конфликта несколько, и все они достаточно существенны.

Во-первых, круг участников медиативной процедуры не ограничен. В переговорах могут участвовать даже те лица, чьи права и интересы не затрагиваются спором, но их участие может быть важным для той или другой стороны. Суд же привлекает к участию в деле только тех участников, чьи и интересы могут быть затронуты решением суда. Никаких иных лиц суд к участию в деле не допустит.

Во-вторых, для медиативной процедуры нет цейтнота по времени, тогда как судья ограничен процессуальным кодексом в сроках рассмотрения дела вообще и для судебного заседания в частности.

В-третьих, суд, как правило, формален в правовой оценке доказательств. Здесь нет места эмоциональным оценкам, выявлению и устранению скрытых мотивов и причин конфликта. В медиативной же процедуре наоборот - этому уделяется особое внимание. Медиатор сначала снимает эмоциональный накал сторон, когда «пар выпущен» и эмоции погашены, начинается работа по поиску взаимных интересов, которые сближают стороны и позволяют конфликт разрешить.

- Как отличить медиатора профессионального и непрофессионального? Какими документами будет подтверждаться квалификация этих специалистов?

Ульяна Степанова: Требования к профессиональному медиатору утверждены федеральным законом. Им может быть только физическое лицо, достигшее 25 лет с базовым высшим образованием. Все желающие могут пройти обучение по программе, утвержденной Правительством РФ, успешно сдать экзамен медиатора и аккредитоваться в СРО. Документ о статусе медиатора выдает учебное заведение. Все остальные граждане, прошедшие обучение, но не отвечающие требованиям Закона, например, в силу возраста, являются непрофессиональными медиаторами.

Александр Меренков: Лучше, если медиатор входит в состав Центра, который гарантирует профессионализм медиатора и дает возможность его заменить в случае проблем. При этом в рамках Центров медиации есть возможность привлекать к решению конфликта профессиональных юристов, экономистов, психологов, бухгалтеров в случаях, когда требуется профессиональная консультация.

- С какими проблемами стоит искать медиатора?

Ульяна Степанова:Медиация эффективна практически в любых корпоративных и экономических спорах. Особый интерес к медиации проявляется, когда главными в споре являются не правовые претензии, а текущие интересы партнеров и возможность продолжать и развивать  деловое сотрудничество.

Преимущества медиации в полной мере проявляются в случаях, когда необходимо выработать всеобъемлющее соглашение спорящих сторон по комплексу вопросов, а правовой спор охватывает лишь часть проблемы. Такая ситуация наиболее характерна для корпоративных конфликтов. Исключений из этого правила всего три. Трудовые коллективные споры, если они спор касается лиц, не участвующих в процедуре медиации или затрагивает публичные интересы.

Александр Меренков:Есть медиативный опыт в конфликтах между поставщиками и покупателями. Сейчас мы отрабатываем технологию споров  в моногородах между собственниками заводов и трудовыми коллективами. Активно развивается медиация в спорах в сфере ЖКХ. Медиатор может помочь и в том случае, если грядёт раздел имущества между супругами, когда они ведут общий бизнес. Вариантов масса, главное понять: медиация - технология цивилизованных отношений.  

- В Челябинске «Деловая Россия» как общественный институт создает Центр медиативной поддержки. Расскажите, что это за структура и каким образом можно обратиться в Центр медиативной поддержки при «Деловой России»?

Ульяна Степанова: «Центр медиации», который мы создаем на площадке Челябинского регионального отделения - это реальный адрес, куда предприниматель может обратиться по трем вопросам:

1. Получить консультацию о сути медиативной процедуры и ее применимости в конкретном споре;

2. Пройти обучение медиативной технологии и аккредитацию для оказания профессиональных медиативных услуг;

3. Урегулировать конкретный экономический спор посредством медиатора. Причем неважно, находится ли конфликт в зарождающейся стадии, рассматривается ли дело в суде или же уже возбуждено исполнительное производство и осуществляется принудительное исполнение решения суда.

А специалисты Центра помогут предпринимателям выбрать медиатора в зависимости от его специализации  и организовать медиативную процедуру.

Обратиться можно в ЧРО ООО «Деловая Россия» в Челябинске:

по телефону: 8 /351/ 247-73-47;

по электронной почте: deloros.chel@gmail.com

Информацию также можно найти на нашем сайте - www.deloros74.ru

Создана и функционирует открытая группа «Медиация в УрФО» на площадке в социальной сети http://www.facebook.com/

Комментарии 0
    Новости по теме Деловая Россия