Яндекс.Метрика

С первого июля повысились коммунальные тарифы. Что нас ждет

Фото С первого июля повысились коммунальные тарифы. Что нас ждет

С первого июля 2013 года повышаются тарифы на коммунальные услуги. Тарифы на газ и электроэнергию вырастут на 15% и 15,5% соответственно. Рост платежей на тепло и воду разнится в зависимости от муниципалитета. В частности, в Челябинске тарифы на тепло должны были увеличиться на 19%, на воду – на 13%.

Средний размер повышения коммунальных платежей по области должен был составить 15,4%, в ряде территорий рост прогнозировался и того выше. Но президент Владимир Путин потребовал от субъектов, не допустить повышения более 6% в среднегодовом исчислении. Южный Урал это поручение выполнил.

Кроме того, на первое июля было намечено введение нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в многоквартирных домах. Его пока отложили.

О предстоящих коммунальных нововведениях агентству «Урал-пресс-информ» рассказал председатель правительства Челябинской области Сергей Комяков.

- Сергей Львович, президент обозначил предел повышения тарифов 6%. А с первого июля предстоит повышение на 12%. Почему?

 - Президент Владимир Путин поручил правительству и органам исполнительной власти ограничить рост платежей населения в 2013 году шестью процентами. После этого, поручение начало отрабатывать правительство РФ, где этой темой занимается вице-премьер Дмитрий Козак.

В протоколе правительственной комиссии под его председательством прозвучала цифра 12%. Из чего исходила правительственная комиссия? 

Год состоит из 12 месяцев. При повышении с первого июля на 12% в среднегодовом исчислении получаем шесть процентов. Берется совокупный платеж по отношению к декабрю 2012 года.

- Единый тарифный орган Челябинской области еще в конце 2012 года, руководствуясь законом, принял решение о сроках и размерах повышения тарифов в 2013 году…

- Согласно регламенту тарифной политики, до первого января регулятор должен установить тарифы на следующий год. Тарифы устанавливаются в соответствии с законами РФ на экономически обоснованном уровне.

Что значит «экономически обоснованный уровень»?

- Возьмем наиболее весомый платеж в коммунальной сфере - за тепло.  В структуре этого тарифа около 70% - доля топливной составляющей: уголь, газ, мазут и так далее. Цену газа устанавливает федеральная служба по тарифам (ФСТ).

С первого июля цена на газ увеличилась на 15%. Получается, только через топливную составляющую рост тарифа на тепло составляет минимум 10%. Кроме этого, есть указ президента о повышении зарплат в реальном секторе экономики к 2018 году в 1,4-1,5 раза. Также существуют требования об учете при формировании тарифов отраслевых тарифных соглашений, которые заключаются профсоюзами и работодателями в сфере коммунального хозяйства и определяют минимальный уровень заработной платы. Это еще один фактор в формировании роста тарифа. Есть еще и ремонтные работы. Ежегодно повышается стоимость материалов, запасных частей, услуг. Таким образом, экономически обоснованный рост тарифа в 2013 году по сравнению с 2012 годом должен был бы составить не менее 17%.

- Какие есть варианты снижения?

- Тарифные решения мы пересмотреть не можем. Они определены законами и пересматриваются один раз в год. Никаких новых законов и постановлений Правительства РФ, которыми мы смогли бы руководствоваться, не родилось. Протокол правительственной комиссии, в котором прописаны рекомендации, не является нормативным документом. Поэтому законных оснований взять и просто понизить тариф у нас нет.

Для того чтобы его понизить, надо сократить одну из его составляющих: численность работающих уменьшить, прекратить делать ремонты, за газ не платить, зарплату снизить. Но этого нельзя делать.

Мы пошли путем, который позволяет закон, - установили льготный тариф на тепло для населения. Понятно, в этом случае мы обязаны возместить организациям коммунального комплекса доходы, выпадающие по причине регулирования. Расчетная сумма возмещения организациям коммунального комплекса доходов, выпадающих по причине льготного тарифа для населения, составила 485 миллионов.

- Это только на второе полугодие 2013 года, а льготные тарифы будут действовать до июля 2014 года…

- Значит, в бюджете будущего года вновь надо будет предусмотреть средства на эти цели. Причем сумма будет больше.

- А разве бюджет может возмещать коммерческим организациям потери?

- Может, если это регулируемая сфера. Раз регулятор установил льготную группу потребителей, то он обязан возместить затраты до экономически обоснованного тарифа.

- Со стороны депутатов Заксобрания при принятии законов о льготных тарифах и возмещении потерь от регулирования звучали претензии в адрес тепловых компаний, которые получают миллиардные прибыли, а им еще и компенсируют потери. Чем это объяснить?

- А вы представляете, сколько компаний вкладывают денег в новую генерацию?

- Думаю, там не одним миллиардом обходится…

- Совершенно верно. Реализуя инвестиционные программы, вкладываясь в развитие, они рассчитывают на возвратность этих денег. А это возможно только через прибыль. Другого инструмента возврата не существует, ведь в тарифах инвестиционная составляющая не заложена.

- Депутаты поднимали также вопрос о нормативах, выражая недовольство их размерами.

- Раньше нормативы устанавливали муниципальные образования. Потом это стало полномочиями регулятора. Он ни на йоту никому не увеличил нормативы.

Если вам не нравятся нормативы, ставьте приборы учета. Тем более федеральный закон №261-ФЗ предписал всем поставить счетчики. Не поставил ты, установит ресурсная организация, а потом ты пять лет будешь с ней рассчитываться.

- Приборы устанавливать на дом или свою квартиру?

- И на квартиру, и на дом. И тогда никаких претензий никому не надо будет предъявлять по поводу завышенных нормативов.

- Депутат, председатель совета директоров ЧТПЗ Александр Федоров обратил внимание на то, что мы единственная область, которая сохранила перекрестное субсидирование, и промпредприятия продолжают нести дополнительную нагрузку за население…

- Да, но поэтому у нас самые низкие тарифы на тепло.

- В Уральском федеральном округе?

- В Челябинской области один из самых низких тарифов в России.

- Но рано или поздно придется отказаться от «перекрестки» и тогда тарифы резко подскочат…

- Есть наиболее характерный пример - электрическая энергия, которая тоже несет в себе «перекрестку». В ней есть регулируемая и нерегулируемая часть. Раньше, компенсационная часть, которая возмещала  ресурсникам дешевый тариф для населения, проходила через аренду «последней мили». С первого января 2014 года ее должны отменить. Но никто пока не нашел инструмент, чем возместить эти выпадающие доходы.

Вообще говоря, все должны платить по экономически обоснованным тарифам. Если не можешь, получай компенсацию (в случае, если коммунальные платежи превышают 22% или 11% от совокупного дохода семьи) и это совершенно нормально.

- В Интернете муссируется тема, что мы не напрямую платим ресурсникам за полученную энергию, а вынуждены отдавать часть денег фирмам-«прокладкам». Как это выяснить и как этого избежать?

- Возьмем для примера крупный муниципалитет – Челябинск. Там три организации участвуют в поставке тепловой энергии населению. Это «Фортум», его дочернее предприятие «Уральская теплосетевая компания» (УТСК) и муниципальное предприятие «Челябинские  коммунальные  тепловые сети».

 «Фортум» вырабатывает на коллекторах тепло, отпускает его в магистральные сети УТСК. В конце стоит ЧКТС, которые поставляют в дома тепло. Деньги собирает ЧКТС и делит их пропорционально между тремя компаниями.

- А как же расчетный центр, который тоже собирает деньги?

- Компания может либо сама нести затраты по сбору платежей, либо кого-то нанять. Мы, в свою очередь, платим только положенную за полученное тепло сумму и все.

- Как я, рядовой плательщик, могу выяснить, напрямую я плачу тепловой компании или оплачиваю допуслуги фирмы-«прокладки»?

- Берете норматив  по отоплению (сколько на один квадратный метр в Челябинске расходуется  гигакалорий), умножаете на стоимость гигакалории и площадь. Все цифры можно найти на сайте ЕТО.

- Если сумма получается не та, что в квитанции, обращаться в Единый тарифный орган?

- Абсолютно верно.

- Почему льготные тарифы вводятся только на тепло?

- Тарифы на газ и электроэнергию регулирует федеральная служба по тарифам (ФСТ), а по воде законом не предусмотрено установления льгот для населения.

Напомню, что 12% мы ограничиваем не отдельно взятые тарифы, а совокупный ежемесячный коммунальный платеж.

- Это не касается жилищных платежей?

- Нет. Коммунальные платежи находятся в регулируемой сфере, а жилищные определяют собственники жилья.

- Размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения в муниципальном фонде определяют местные депутаты и, как правило, управляющие компании используют эти цифры?

- Действительно, депутаты устанавливают тарифы только нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда; собственников жилья, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или не установили периодичность оказания жилищных услуг и размер платы за них.

Но управляющие компании идут по линии наименьшего сопротивления. Чтобы не объяснять людям свои затраты и куда направляются их деньги, они через свои представительные органы протаскивают решение, определяющее тариф на муниципальный жилой фонд, а потом пишут: плата за жилье установлена решением Думы от такого-то числа и такой то номер. И не надо с людьми объясняться.

- Но собственники могут провести собрание и принять свое решение?

- Да, Жилищный кодекс действует с 2005 года. Люди имеют право спросить со своей управляющей компании, почему установлен такой платеж и куда потрачены их деньги. Только они не делают этого. Им проще жаловаться постоянно, что платежи повышаются.

- Получается, что решение о повышении тарифа за жилищные услуги должны принимать собственники. И если жителям пришла платежка, в которой повысилась плата за жилье с первого июля…

- Опротестовывайте ее. УК далеко не глупые, а наши люди не всегда читают бумаги, которые им дают на подпись. УК пишут в договоре, что оплата за содержание и ремонт жилья будет определяться на основании решения Думы. Люди подписывают эти документы, не читая, а УК этим пользуются.

На мой взгляд, надо отказаться от утверждения депутатами платы за жилье. Муниципалитет как собственник муниципального жилья должен просто устанавливать плату за найм, чтобы образовывался источник на содержание и ремонт жилья. И при этом не давать возможность управляющим компаниям прикрываться решением вопреки жилищному кодексу.

Удивительно, что в частном доме человек никому не задает вопросы, кто будет ремонтировать его прохудившуюся кровлю и прорвавшуюся трубу. В многоквартирных домах люди, став собственниками, ответственности за жилье не имеют.

- С первого июля должны были ввести нормативы за общедомовые нужды…

- Не рискнули.

- Почему?

- Нормативы на общедомовое потребление вводятся впервые. Трудно будет объяснить людям, что плата по нормативам за общедомовое потребление не должна учитываться при подсчете размера повышения коммунальных платежей. Точно так же невозможно объяснить человеку, поставившему счетчик, что в отдельных домах возникает проблема. Бывает, что платеж за общедомовое потребление оказывается на уровне платежа за собственное потребление воды.

- Нормативы решили не вводить, но платить за это общедомовое потребление все равно кому-то придется…

- Совершенно правильно. Сегодня все это в потерях ресурсоснабжающих организаций.

- А платит то кто?

- Гражданин.

 - Тот, который установил счетчики или тот, который проигнорировал требование закона?

- Те, кто платит по счетчикам, пока в проигрыше. Тут есть проблемы. Пока думаем, как их решить.

- С другой стороны, среди тех, кто установил счетчики, немало умельцев, которые за счет различных ухищрений платят меньше, чем потребили.

- Есть такое дело. Проблем в коммуналке, конечно, много. Надо их решать.

- Депутаты, помимо закона об установлении льгот по теплу и компенсации затрат ресурсникам, приняли закон об адресной субсидии тем жителям, у кого рост коммунальных платежей превысит 12%.

- На мой взгляд, достаточно было бы и действующей сегодня меры социальной поддержки – если у тебя в совокупном доходе расходы на коммунальные услуги превышают 22%, приходи в управление соцзащиты и получай от государства возмещение от превышения этой суммы. Но было принято решение о введении адресной субсидии.

При превышении 12% роста совокупной платы за коммунальные услуги гражданин вправе обратиться за получением субсидии.

Комментарии 0
    Новости по теме Сергей Комяков