- На житейских перекрёстках
Счастливые мгновения Натальи Чуковской-Костюковой
Сегодня, шестого июля, старшей внучке Корнея Чуковского - Наталье Николаевне Костюковой - исполняется 99 лет. Но я знаю Наталью Николаевну не как родственницу знаменитого литературоведа и детского писателя. Наталья Николаевна – подруга моей мамы. Да, знаменитого деда знает вся страна, но и она сама личность, сопоставимая великому деду в своей научно-медицинской среде, - доктор медицинских наук, профессор Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи, в котором работает более 60 лет.
…Их детство пришлось на предвоенные годы в Ленинграде. Война и эвакуация разлучили подруг на какое-то время. Моя мама оказалась в Сибири, Наталья Николаевна на Урале. Вновь общаться они стали уже взрослыми, замужними и родившими детушек. У Натальи появилась дочка Мария, а потом у нее родились близнецы Борис и Юрий. У мамы появились на свет мы - Татьяна и Ольга.
Я познакомилась с Натальей Николаевной в Москве у нее дома. Она накормила меня куриным бульоном, расспросила о жизни и работе, но отказалась делиться воспоминаниями о своем деде.
- О нем уже столько сказано. Не знаю, что и добавить.
Но я - журналист. Мне хотелось тогда, в конце 70-х годов сделать эксклюзив. Сходу не получилось. Решила написать письмо, набросала вопросы. Получаю ответ:
«Милая Оля! Да разве есть у меня время писать мемуары о моем дедушке? Мне порой пуговицу пришить некогда, я к телефону никогда не подхожу. О моем деде очень много написано, сейчас все газеты этим полны. Но коль ты вынудила меня сесть за письмо, я скажу не более пары строк. Корней Иванович больше всего на свете любил людей и литературу (русскую, украинскую и англо-американскую), а еще точнее – поэзию. На первом месте были мемуары. А вот ненавидел он одно: праздность и все, что с этим связано. Каждый миг его жизни был заполнен чем-то полезным (в том числе, общением с людьми). Поэтому он никогда не пил вина и не курил, не играл в бессмысленные игры вроде карт, домино и т.д. Зато всегда придумывал свои, интересные игры, при которых развивался мозг или тело. И никогда не отказывал людям, которые обращались к нему с любыми просьбами, всегда старался им помочь, чем мог. Не выносил притворство, меркантилизм. Пока, Оля, больше нет времени писать».
Гораздо позже поняла, почему Наталье Николаевне не было времени на ответы. По служебным и научным делам она часто отправлялась в командировки в разные уголки России, работала над кандидатской, затем докторской диссертацией. Сегодня Н.Н. Костюкова - доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки РФ, автор многих исследовательских работ и публикаций медицинского характера, профессор Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи.
В конце 70-х годов среди строителей БАМа было выявлено много лиц с антителами к менингококку. Сами строители и военные, задействованные на строительстве, не болели, а дети заражались от взрослых этой опасной инфекцией. Во избежание вспышек надо было привить как можно больше детей в возрасте от года до 16 лет. Наталья Николаевна и ее коллеги выехали в Амурскую область и Хабаровский край, вели разъяснительную работу, привезли закупленную во Франции вакцину. Благодаря этой прививочной кампании заболеваемость прекратилась. За проведенную массовую вакцинацию детей от менингококковой инфекции Наталья Николаевна Костюкова в числе нескольких медиков награждена медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
Постепенно у нас завязалась более-менее регулярная переписка. Я все больше узнавала о Корнее Ивановиче Чуковском и о самой Наталье Николаевне.
Наташе шел пятый год. Она увидела у деда пишущую машинку, сразу начала нажимать на клавиши. Родители испугались, вдруг сломает. А дед, увидев, что Наташа уже знает буквы, начал учить ее печатать слова. И правильно. Со временем внучка овладела машинописью и в годы войны перепечатывала его материалы, испещренные поправками и вставками. Потом на этой же машинке печатала свои научные труды.
Однажды повзрослевшая Наташа пришла к деду в новом красивом платье. Корней Иванович воскликнул:
- Старика разорит на подарки, в сердце юноши кинет любовь.
Это из Некрасова. Он любил вставлять в разговор известные строки стихотворений.
Когда Корней Иванович работал над книгой «От двух до пяти», он просил Наталью присылать забавные выражения ее детишек. Их перлы тоже есть в его книге.
В 90-е годы Наталья Николаевна продолжала ездить в командировки. Об этом я узнавала из ее писем:
«Милая Оля! Спасибо за книги. Они шли очень долго. И, наконец, пришли. Я очень тебе благодарна. У меня сейчас трудная жизнь – много приходится ездить по стране, а в мои годы уже нелегко. В то же время просят меня не уходить. Но думать об этом я уже начала».
«Я все еще работаю в своем институте, к счастью, много могу делать дома, езжу два-три раза в неделю. Пишу статьи научные, лекции читаю. Летом институт отметил мое 75-летие».
«Дорогая Оля! Спасибо за сердечное письмо. Конечно, мне трудновато отвечать тебе регулярно, и я благодарна за то, что ты не будешь на меня обижаться. От мамы уже целый месяц нет вестей. Все новости узнаю от тебя. А еще ты порадовала меня твоей газетой. Да какой насыщенной, интересной и демократической! Молодец, главный редактор! Я очень-очень за тебя рада. Надеюсь, мама тоже за тебя радуется».
«Милая Оля! Не извиняйся ты передо мной за редкие письма. Наоборот, спасибо, что написала, да еще карточки прислала. Я очень рада, что все в вашей семье благополучно (при всей сложности нашей жизни). Маму на фото я не сразу узнала, так как она похудела (а не постарела, я искала глазами пожилую и решила, мамы на карточке нет!) К старости худоба полезнее, чем полнота. Зато как процветающе выглядит твоя сестра Таня! Как я понимаю, ее здоровье в порядке? Вспомнила я лето 1981 (или 82-го?) года, когда в течение одного дня надо было решить 4 проблемы - достать плазму (через директоров моего института и института Склифосовского), достать лёд, достать антибиотик и отправить все самолётом. Мне помогло множество людей – все, к кому я обратилась. И мой муж бросил все дела и гонял на машине и, главное, нашёл друзей в аэропорту».
Наталья Николаевна в достаточно солидном возрасте легко овладела компьютером. Уже больше десяти лет мы переписываемся с ней по электронной почте. И общаться удаётся чаще. Я спрашиваю, что она знает о каком-нибудь событии из жизни нашей родни. Наталья Николаевна отвечает в тот же день и подбадривает:
«Не стесняйся спрашивать, я многое помню».
Я отправляю маминой подруге свои фотографии, в основном яркие цветочки. Она отвечает:
«Потрясающе! Любуюсь и скачиваю! У меня на даче тоже цветут незабудки, они захватывают все пространство, чему я не препятствую. Твоя Н.Н.».
В одном из писем я сообщила, что пишу родословную, подбираю старинные фото своих родителей. Переслала снимки. Наталья Николаевна живо откликнулась:
«Дорогая Олечка! Спасибо за фото предков. Хотела бы тебе отправить свои детские карточки, но они все погибли при бомбежке нашего дома. Рада, что ты занимаешься творчеством – это неиссякаемый источник радости жизни».
Спрашиваю Наталью Николаевну, продолжилась ли врачебная династия. Отвечает:
«Мои дети, сейчас уже пенсионеры, - тоже врачи. Дочь анестезиолог-реаниматолог, сын педиатр, также анестезиолог-реаниматолог, из семи внуков один хирург-уролог, а внучка – психиатр. Один из семи правнуков - студент Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова».
Почти в каждом электронном сообщении читаю:
«Я все еще востребована, тружусь. Здоровье по возрасту».
Читаю, улыбаюсь, радуюсь, благодарю судьбу за то, что свела меня с таким светлым, умным, добрым, благородным человеком. 99 лет – золотой возраст. За эти годы Наталя Николаевна Чуковская-Костюкова была свидетельницей и участницей многих исторических событий. Для меня она - наставница, добрый ангел, мне всегда хочется быть похожей на нее в плане энергии, оптимизма, профессиональной востребованности, помощи другим людям. Считает ли она себя счастливой? Вот её ответ:
«Я думаю, что полного счастья вообще не существует. Его не может быть, если в это же время кому-то плохо. А вот счастливые мгновения бывают часто. Спасибо им за это».
ОЛЬГА МАСЛЕННИКОВА