Яндекс.Метрика
  • Экономика

УрФО распробовал растительные напитки от «Союзпищепрома»

Фото УрФО распробовал растительные напитки от «Союзпищепрома»

До 2017 года на рынке молочных альтернатив России были представлены только крупные зарубежные европейские компании. Основные продажи растительных напитков сосредоточились в Москве и Санкт-Петербурге, а дистрибуция «молока без коровы» шла исключительно через формат гипермаркетов.

Цена на полке, равная 300 рублям, не способствовала бурному росту категории. Все поменялось в текущем, 2018-м, году, когда в конкурентную борьбу за потребителя включились отечественные производители.

Первый в России и один из крупнейших игроков нового рынка молочных альтернатив – челябинский завод ООО «СоюзПищепром». Его мощность - 100 тонн растительных напитков в сутки, а в основе технологического процесса - современный европейский комплекс оборудования. Смогла ли продукция завода под маркой «Здоровое меню» отвоевать свое место на полке и в сердцах потребителей?

О чем говорит статистика?

Согласно данным исследовательской компании Nielsen, в первом квартале текущего года продажи молочных альтернатив в России выросли на 154%. Практически монополистом на рынке считается бельгийская марка Alpro, приобретенная недавно концерном Danone. Именно эта марка смогла эффективно организовать дистрибуцию по всей территории нашей родины, и, по оценкам маркетологов, ее доля в 2017 году составляла 72% рынка в стоимостном выражении.  

Анализ продаж текущего года показывает, что ситуация серьезно меняется. Для моделирования изменений на глобальном рынке молочных альтернатив рассмотрим данные за март такой популярной сети, как «Ашан». Именно в «Ашане» представлена широкая линейка растительных напитков и именно «Ашан» первым из крупных игроков рискнул поставить растительное молоко марки «Здоровое меню» на полки по всему уральскому региону.

О чем же говорит статистика продаж в «Ашане»?

Больше половины продаж за март 2018-го года в категории растительные напитки обеспечено отечественной маркой «Здоровое меню».

Всего на полке французского гипермаркета представлена 21 товарная позиция растительных напитков. Из них Alpro – 9 SKU, «Здоровое меню» - 4 SKU, остальные семь позиций занимают другие марки.

Продажи между марками в Челябинске распределились следующим образом: 67% продаж обеспечено маркой «Здоровое меню», 20% - у Alpro, 13% поделили между собой остальные марки.

Аналогичная картина и в других регионах УрФО, продажи марки «Здоровое меню» составляют более 60% от продаж всей категории. И это всего на второй месяц присутствия на полке.

Йогурты и кисели на овсяной основе – в центре внимания

Не менее впечатляющие результаты «Здорового меню» еще в одной категории - растительные напитки на овсяной основе. Здесь конкуренция на полке значительно ниже. На федеральном уровне, по сути, присутствует всего одна марка «Velle», но зато с достаточно широкой линейкой продукции. Чтобы понять данные продаж, сравним напитки «Velle» и «Здоровое меню» по формальным характеристикам.

«Velle» овсяное представлено семью вкусами, продается в упаковке объемом 220 миллилитров по цене 50-65 рублей. «Здоровое меню» - одиннадцать вкусов, упаковка -  330 миллилитров, цена - от 30-ти до 50-ти рублей.

По данным челябинского «Ашана», за март 2018-го монополистом рынка стала марка «Здоровое меню». Ее продажи составили 95% продаж категории. Явными лидерами вкусов среди овсяных киселей стал вкус «Облепиха», а среди йогуртов – «Черника».

Результаты впечатляют, но это данные внутри «своей», достаточно узкой категории. А как будет чувствовать себя тот же самый овсяный йогурт в конкуренции с традиционной «молочкой»? На полке челябинского «Ашана» мы насчитали 101 товарную позиции в категории «Йогурт». Кто вошел в первую семерку по продажам марта?

В лидерах – йогурты в фасовке 0,5 литра. Они занимают четыре позиции из семи (первую, третью, четвертую и шестую). На втором месте рейтинга расположился молочный йогурт EPICA – манго (290 граммов), а вот пятую и седьмую позиции заняли уже знакомые нам овсяные напитки марки «Здоровое меню». Овсяный йогурт «Черника» стал пятым - 3,26% продаж от категории «Йогурты», а овсяный йогурт «Персик» - седьмым (2,98% продаж в данной категории).

Высокое качество, приемлемая цена и меткое название

Основная причина успеха растительных напитков – глобальный потребительский тренд на здоровое питание. Во всем мире именно эта категория растет наиболее быстрыми темпами. Не удивительно, что и российские потребители готовы платить за здоровую пищу, а если здоровое питание оказывается еще и вкусным, то это резко повышает шансы на успех.

Вторая составляющая успеха - удачное название марки «Здоровое меню». Это стопроцентное попадание в целевую аудиторию, интересующуюся здоровым питанием. И это важный аспект для того, чтобы продукт заметили и взяли попробовать.

Однако ключевым фактором, по нашему мнению, стала цена. Особенно это качается растительного молока. Да, она выше, чем у традиционных молочных продуктов, но в два раза ниже западных аналогов. Если импортные растительные напитки продаются от 200 до 300 рублей за литр, то рекомендованная цена «Здорового меню» на полке составляет всего 120 рублей.

По-видимому, цена оказалась на той психологической отметке, которая переводит продукт из категории редких, единичных покупок в категорию продуктов для ежедневного потребления.

Мы не эксперты, не нам судить о вкусе растительного молока, но продажи однозначно свидетельствуют о том, что потребитель не увидел разницу в качестве. Отечественный продукт оказался как минимум не хуже импортного, а если так, то зачем платить больше?!

Наш вердикт - активный рост категории растительных напитков продолжится. В потребление будет вовлечено все больше людей, и это не всегда люди с лактозой недостаточностью. К ним обязательно добавятся те, кто просто хотел бы улучшить качество своего питания. Отечественные марки серьезно повлияют на рынок, решив задачу импортозамещения, отвоевав свое место на полке в магазинах и заставив импортеров снизить цену.

Комментарии 0
    Новости по теме СоюзПищепром