- Образование
Что нового ждать от наступившего учебного года
С первого сентября вступил в силу закон «Об образовании», заменивший несколько действующих ранее нормативно-правовых актов и Указов президента. Что нового ждет учеников, их родителей и педагогов, какие новшества принесет наступивший учебный год агентству «Урал-пресс-информ» рассказал министр образования и науки области Александр Кузнецов.
- Александр Игоревич, чем этот учебный год будет отличаться от предыдущих?
- Во-первых, мы сейчас плотно занимаемся изменением нормативно-правовой базы региона и муниципалитетов, приводя ее в соответствие с новым законодательством. Я хочу напомнить, что старый закон действовал с 1992 года. За 20 с лишним лет в системе образования многое изменилось и в новом законе, который теперь носит кодифицированный характер, все новации закреплены.
- Почему кодифицированный?
- Потому что ранее в нашей системе действовало два закона: уже упомянутый мной закон «Об образовании» и закон «О высшем профессиональном и послевузовском образовании» (с 1996 года). В новом законы все ранее разбросанные нормы соединены вместе.
- А что изменилось в содержании?
- Содержательно меняется достаточно много в законодательстве, хотя определенная преемственность присутствует. Одна из причин принятия нового закона - в старом законе было уже много поправок. Удобнее работать с новым законодательным актом.
- Что изменится в дошкольном образовании?
- В части дошкольного образования важный нюанс состоит в том, что оно теперь является начальным, первым уровнем общего образования. Напомню, теперь в общем образовании четыре уровня: дошкольное, начальное, основное и среднее полное. Это свидетельствует о том, что нормальное общее образование без дошкольного невозможно. Это мнение и мировой системы образования.
Очень важный момент – стандартизация дошкольного образования, которая позволяет увязать деятельность в дошкольном звене со школьными стандартами (второго поколения), которые сейчас активно внедряются. В этом году у нас уже почти вся начальная школа будет заниматься по стандартам второго поколения.
- Какие изменения коснутся общего образования?
- В общем образовании идут последовательные процессы внедрения новых государственных образовательных стандартов. Процессы модернизации, которые последние два года активно в стране проходили, были нацелены на то, чтобы создать современные стандартные условия для образовательной деятельности. Эти условия отвечают лучшим мировым практикам.
По уровню материально-технического оснащения, пожалуй, наши школы мало чем уступают зарубежным аналогам. Мне приходится достаточно много ездить по миру, и я это не голословно утверждаю.
В техническом плане и в плане обеспечения наглядностью у нас оснащение школ неплохо прошло. Да и в плане создания бытовых условий для образовательной деятельности очень многое изменилось.
Очень важный момент в части создания современных условий для образовательной деятельности – это формирование корпуса преподавателей на всех уровнях образования, квалификация которых отвечала бы этим самым современным требованиям.
Недаром в новом законе предписано проводить повышение квалификации педагогов не один разв пять лет, а один раз в три года. И более того, курсовая подготовка и переподготовка преподавателей будет ограничиваться не 72, а 102 часами. То есть объем подготовки вырос. Ее финансирование отнесено к полномочиям региона.
- Претерпевает изменения и система профессионального образования. В частности, как отдельное звено ликвидировано начальное профессиональное образование. Почему?
- Потому что тот уровень квалификации, который эта сеть давала, не устраивал работодателей. Выпускники профтехучилищ выпускались с квалификацией второго, максимум третьего разрядов, а сейчас с такой квалификацией подходить к высокотехнологичному оборудованию в реальном секторе экономики недопустимо. Основной упор в рамках программ среднего профобразования сейчас сделан на подготовку высококвалифицированных рабочих кадров.
- Сколько на сегодняшний день осталось специальных профессиональных образовательных учреждений?
- Мы планируем, что у нас к концу календарного года останется 40 учреждений – юридических лиц.
- А было?
- В прошлом учебном году было под сотню, в позапрошлом – около 150 учреждений, в советские времена было за 200. При этом число образовательных площадок практически не изменилось. Многие просто превратились в филиалы других техникумов и колледжей.
- Точно также как училища присоединились к техникумам?
- Да. Оптимизация позволяет сократить количество административного персонала и сбросить непрофильные активы. Например, у нас Ашинский индустриальный техникум имел на балансе пешеходный мост в центре города. У некоторых были дороги, линии электропередач, котельные, трубы. Все это имущество надо было содержать и платить за него налоги. За 2-3 года мы практически от всего избавились, сконцентрировав наши ресурсы на образовательном процессе.
- Сколько вы сэкономили?
- Приведу пример для наглядности. В этом году на повышение зарплаты до запланированных 75% от уровня средней по экономике у мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин понадобилось 250 миллионов рублей. Мы не стали брать деньги на эти цели из областного бюджета, нам хватило экономии.
- В системе высшего профобразования также намечались изменения. Два вуза должны были присоединиться к другим, это уже случилось?
- В этом году Магнитогорский государственный университет (МаГУ)присоединился кмагнитогорскому государственному техническому университету (МГТУ). Я думаю в перспективе, через год, будет, видимо, рембрендинг вуза и объединенный МГТУ изменит наименование.
Реорганизация Троицкой ветеринарной академии и Челябинской агроинженерной академии по планам федерального минсельхоза, в ведении которого они находятся, пройдет в 2014 году. Но кто к кому присоединиться или они сольются, пока не определено.
- Число бюджетных мест изменилось?
- В этом году цифры приема абитуриентов на бюджет остались на уровне прошлого года. Только несколько изменилась структура приема: число бюджетных мест на юридические и экономические специальности сократилось, но существенно выросло на педагогические и технические специальности. В этом году ситуация для абитуриентов просто рай: число бюджетных мест равно числу выпускников школ. И еще внебюджетные места есть. Но это в среднем, а на практике где то был конкурс, а где то недобор.
У нас, например, плохой набор сделали военные вузы (в ЧВВАУШ предполагали набрать 500 человек, а набрали почти вдвое меньше – 276) и филиалы МИФИ в Озерске, Трехгорном и Снежинске (они от головного вуза получили много бюджетных мест, но их не заполнили). Я думаю, что эта ситуация будет регулироваться на будущий год.
- В новом законе «Об образовании» закреплены и важные зарплатные нормы, ранее прописанные в знаменитых майских Указах президента…
- Да норма из майских Указов президента по заработной плате плавно перетекла в федеральный закон «Об образовании». В нем четко прописано, что средняя зарплата учителей, преподавателей и педагогов общеобразовательных учреждений должна соответствовать уровню средней заработной платы в экономике региона. В связи с этим выстроена мощная система мониторинга уровня зарплат как в экономике, так и в бюджетной сфере, в том числе и в системе образования. Ежемесячный мониторинг вывешен на сайте регионального министерства и федерального.
- Вопросом повышения зарплаты в школах вы занимаетесь уже почти год. Принесло ли это положительные результаты?
- Акцент на повышение фонда оплаты труда образовательных учреждений, на мой взгляд, уже сыграл свою позитивную роль. В этом году объем заявлений со стороны абитуриентов на специальности, связанные с педагогикой, выросли. Это видно по набору в педуниверситет и педколледжи. Это отрадный факт, особенно в условиях демографического роста.
Мы живо отреагировали на спрос на педагогические специальности и открыли дополнительные группы в педагогических колледжах для подготовки учителей начальных классов.
- Сколько молодых специалистов пришли в школы в этом году?
- У нас традиционно приходило порядка 700-800 человек ежегодно, в этом году ожидаем на 100-150 человек больше.
- Сохранятся ли льготы для молодых специалистов, в частности, подъемные?
- Подъемные мы пока убирать не собираемся, а ежемесячные доплаты начали сокращать в прошлом году в отношении тех, кто вновь приходит. Те, кто раньше получал, продолжают получать.
Мы этот вопрос вместе с деньгами передаем на местный уровень. Теперь муниципалитету решать, доплачивать молодому специалисту или нет. Мы просто даем субвенции. Они могут выдать разовую премию, подъемные или иные выплаты.
Сейчас нет особого смысла делать доплаты и подъемные молодым. Они вводились в условиях единой тарифной сетки, когда молодой специалист начинал работать с 7-8 разряда, в то время как стажист работал на 12-14 разряде. То есть у опытного педагога оклад был в два раза выше, чем у молодого.
При переходе на новую систему оплаты оклады были уравнены и теперь не зависят от стажа и категории, а зависят от должности. И получился перекос - ветераны и неопытные имеют одинаковый оклад, но молодые при той же нагрузке зарабатывали больше стажистов, так как получали еще и доплату. Поэтому надбавки для них и были отменены на областном уровне.
- В этом году в обязательном порядке в школах должна быть введена единая форма одежды…
- Форма – это юридически неправильное понятие. В законе прописано, что должны быть утверждены требования к внешнему виду обучающихся: к парадной, повседневной и спортивной одежде.
Требования могут быть самые разнообразные. Надо понимать, что необходимо соблюдать два принципиальных условия: одежда должна отвечать санитарно-гигиеническим нормам и должна обозначать принадлежность ребенка к определенному коллективу. Этот вопрос отнесен на уровень муниципальных образовательных учреждений. Воспитательный коллектив в школе должен решать, какие знаки отличия, атрибутика или форма будут в их учебном заведении.
На практике эти вещи давно складываются. И не только в кадетских классах, но и в обычных школах, особенно в начальных классах.
- Школы уже приняли решение? Они должны были определиться до первого сентября?
- Да. Есть федеральный и областной законы, где прописаны основные требования к внешнему виду обучающихся, а школа должна конкретизировать применительно к каждому образовательному коллективу.
- Со стороны некоторых старшеклассников идет протест, они не хотят ходить в школу в одинаковой форме и придерживаться каких-то ограничений в одежде. Эта проблема как то будет решаться?
- Я думаю, что она будет решена. Еще одна новация в новом законе – введена норма возможности наложения дисциплинарного взыскания на учащихся. Так, за невыполнение Устава школы ученики будут получать дисциплинарные взыскания. Если они накапливаются до определенного уровня, то ребенок, достигший 15-ти лет и имеющий неоднократные грубые нарушения Устава, может быть из школы исключен.
Здесь важна еще и воспитательная составляющая формы. Негоже, когда ребенок приходит на занятие в «трениках», шортах, в топиках. Это не способствует образованию. Я не сторонник жесткой, именно форменной регламентации. На мой взгляд, должны быть постепенные шаги, но единую стилистику вводить надо. Я уж не говорю, что форма не должна носить политической и религиозной окраски.
- Сейчас дистанционное образование закреплено в качестве равноправной формы образования наравне с очной. Какие у нас в этом направлении достижения?
- В дистанционном образовании есть достаточно заметные успехи. У нас на Южном Урале в рамках комплексного проекта модернизации создано 230 базовых школ, в задачу которых входит, в том числе, и осуществление дистанционного образования в отношении детей из отдаленных территорий. Проводится он-лайн и оф-лайн консультирование. Но пока это сдерживается плохим трафиком в сельских территориях.
Напомню, в рамках информатизации системы образования (2003-2005 годы) все школы компьютеризировали и подключили к интернету. Сейчас мы далеко продвинулись, но учитывая тот объем информации, который мы качаем через эти системы, нам этих каналов недостаточно. У нас только в половине школ интернет работает со скоростью два мегабита, еще четверть сидит на одном мегабите, порядка 10-15 процентов - 512 килобит в секунду. Этого для общения он-лайн педагога с учеником хватает, но для перекачивания большого объема видеоинформации маловато. Но есть еще и школы, где 126 килобит в секунду.
Я неоднократно говорил, что сейчас образовательный процесс фактически вышел за пределы школы. Львиную долю информации ребенок получает вне школы. Сейчас задача педагога и школы в целом организовать этот процесс за рамками школы, в том числе путем дистанта, он-лайна и оф-лайна. И роль учителя сейчас меняется. Это не вещатель истин, а человек, который должен помочь ребенку правильно сориентироваться в информационном массиве не только в школе, но и за ее пределами. Новая образовательная философия пока не всеми воспринята должным образом, но потихонечку мы людей в этом направлении двигаем.
У нас уже многие педагоги активно работают в сети, в том числе и в известных социальных сетях. И там надо заниматься коллективообразованием, не позволять устраивать вольницу, а наоборот пытаться структурировать посещение детьми этих соцсетей.
- А вы сами в социальных сетях бываете?
- Конечно, не часто, но бываю. Практически везде зарегистрирован.
- А дети ваши посещают соцсети?
- Пропадают.
- Но ведь социальные сети могут оказывать не совсем то влияние на детей, какое хотелось бы?
- На мой взгляд, могут и оказывают, к сожалению. Это как раз и повод для того, чтобы педагогу прийти в социальную сеть.
- Что он может там сделать?
- Многие учителя свои странички делают, собирают на них своих школьников, посещают страницы своих подопечных, общаются с ними и их родителями через социальную сеть, есть популярные сети педагогов. Одна из задач – помочь педсообществу войти в сеть и попытаться там педагогически целесообразно структурировать пространство. Хотя это сложная задача.
- На курсах повышения квалификации вы этому педагогов обучаете?
- Стараемся, хотя очень мало пока специалистов, которые в этом разбираются. Причем надо научиться выходить в социальную сеть не только со стационарного компьютера, но и со смартфона, с мобильного телефона и так далее.
- На сегодня электронные учебники постепенно вытесняют бумажные. Придет ли время, когда они их полностью заменят?
- Я думаю, что это не очень далекая перспектива – в ближайшие 10 лет мир перейдет на электронный контент. Многие дети и сейчас не носят с собой бумажные учебники, а сканируют все учебники и ходят в школу с планшетом или ноутбуком. У меня дочь так делает.
- То есть она бумажными учебниками уже не пользуется?
- Практически нет, дома иногда только. У нее все учебники закачены на планшет.
Важно понимать, что электронный учебник – это не простая копия бумажного (отсканировали и оцифровали). Электронные учебники - это виде-, аудио- и текстовый контент, огромное количество справочного материала, который через систему гиперссылок прикладывается к этому учебнику. Это все зашито не на гаджете ребенка, а на электронном удаленном облаке, к которому он получает доступ через этот гаджет.
- Электронные облака в области уже созданы?
- Да.
- На базе Южно-Уральского государственного университета?
- У них созданы для своих нужд. Старый свой сервер университет отдал школе №67, для которой создал свое облако. Причем оно может перекрывать не только эту, но и окружающие школы. Его мощностей хватает для этого.
Когда я был начальником управления образования города Челябинска, мы создали систему «Сетевой город», где сейчас «зашиты» все школы, детсады, учреждения допобразования. Школы попадают в Интернет через этот узел связи. Там происходит фильтрация контента.
У каждого пользователя сети есть свой уровень доступа – у директора школы, педагога, родителя, школьника. Весь город Челябинск мы туда зашили, сейчас такую штуку делаем в отношении области – сетевой регион.
- У первоклассников тоже появятся электронные учебники?
- В перспективе видимо да, но я не думаю, что они будут похожи на учебники среднего и старшего звена. Элементам пользования электронным контентом их надо будет учить.
- То есть предполагается, что приходя в первый класс, ребенок должен будет уметь, как минимум читать?
- Нет, я не сторонник опыта, который Шварцнегер поставил в Калифорнии в позапрошлый год. Они в первом классе отменили чистописание и сразу ввели компьютерную грамотность – набор текста на клавиатуре. Это крайности. Ребенок должен уметь писать ручкой, рисовать карандашом, но навыки компьютерного характера, возможно, и с первого класса будут вводить.
- Получается, что и в садике им уже навыки компьютерной грамотности должны давать?
- Но вы же видите, как дошколята уже ходят со смартфонами…
- Александр Игоревич, напоследок, не совсем к теме нашего разговора,, но хотелось бы узнать ваше мнение. В настоящее время обсуждается возможность включения портфолио достижений школьника при поступлении в вуз или техникум наряду с результатами ЕГЭ. Как вы к этому относитесь?
- По факту это уже начинает учитываться при поступлении на творческие специальности. Что касается других специальностей, я думаю, что это неизбежный процесс. По мере выстраивания системы мониторинга качества образования мы понимаем, что качество образования – это не только оценка обучения. Важно знать, какой ребенок в общественной жизни, что сделал полезного для людей, какие у него дополнительные таланты есть… Эти вещи надо систематизировать. С одной стороны, это должно приниматься во внимание при оценке деятельности школы, которая должна заниматься не только воспитанием, но и развитием ребенка. А с другой стороны, должно играть на руку ребенку при поступлении. Вуз должен понимать, кого он принимает не только с точки зрения обученности ребенка, но и с точки зрения других его навыков. Но такие вещи надо взвешивать. На мой взгляд, нельзя, если человек поступает на математическую специальность, чтобы у него доминировали спортивные таланты, но и не учитывать их было бы неправильно.
- И подытожив все вышесказанное, почувствуют ли школьники и родители на себе все вводимые изменения?
- Я уверен, что и дети, и родители особо никаких резких изменений не заметят. Тем и хороша система образования, что у нас все изменения достаточно плавно происходят. У нас есть здоровая доля консерватизма, которая не позволяет ни управленцам, ни самой системе, ни ученикам и родителям делать резких телодвижений. Образовательный процесс растянут во времени и здесь резкие сдвиги противопоказаны.
Само вступление в силу закона об образовании растянуто до 2016 года и школ коснется в 2015-2016 годах, когда поменяется муниципальная нормативно-правовая база. Изменения не будет носить резкого, катастрофического характера, ломать ничего не собираемся.
- Сколько детей в этом году приступили к занятиям в школах?
- В этом году у нас за парты село 348 тысяч человек, из которых 38 тысяч первоклассники.
- А в прошлом году?
- В прошлом году было около 335 тысяч учащихся школ, в том числе 34-35 тысяч первоклассников. Кстати, и в дошкольном секторе у нас ситуация такая же позитивная. То есть количество детей, посещающих детсады, выросло. На лицо увеличение темпов роста системы и улучшение ее качественного уровня.
-
Три челябинских педагога стали лучшими на всероссийском конкурсе08 декабря 2017, 17:42
-
В школах и детских садах Магнитогорска ввели новую дисциплину – шахматы01 декабря 2017, 11:51
-
Школьники Челябинской области получат денежные премии за победу в предметных олимпиадах16 февраля 2016, 18:47
-
Пять школ Челябинской области вошли в ТОП-200 школ России с высокими возможностями развития талантов учеников15 октября 2015, 14:17
-
Челябинский лицей №31 вошел в рейтинг лучших школ России12 октября 2015, 15:58
-
Экс-министр экологии Челябинской области перешел на работу к экс-министру образования25 октября 2024, 08:10
-
В Челябинске обсудили кадровое обеспечение системы образования03 октября 2024, 15:26
-
Именная стипендия – лучшим студентам: памяти особенного человека Дмитрия Быкова18 июня 2024, 17:01
-
Александр Кузнецов избран ректором Челябинского педагогического университета17 мая 2024, 15:19
-
Назначен новый глава минобрнауки Челябинской области13 марта 2024, 13:18